Экспертное мнение доцента Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Евгения Золкина:
Искусственный интеллект является одним из основных факторов изменения условий труда. ИИ развивается на основе цифровизации, в результате которой меняются, например, профессиональные образы, виды деятельности и формы работы, а также требования к хорошей работе. Достижения в области искусственного интеллекта (ИИ), без сомнения, являются одними из наиболее важных факторов изменения работы. Изменения, которые уже заметны, в первую очередь связаны с автоматизацией и взаимосвязанностью. Потенциал ИИ выходит далеко за рамки этого: согласно подавляющему большинству прогнозов, его постепенное внедрение в предприятия приведёт к гораздо более глубоким изменениям с соответствующими последствиями для рынка труда. Опасения по поводу того, что определённые виды деятельности в будущем не будут выполняться людьми и, следовательно, будут сокращены рабочие места, поскольку системы на базе искусственного интеллекта могут выполнять определённые задачи лучше, эффективнее и, следовательно, дешевле, сталкиваются с надеждой на то, что — как и в случае предыдущих технологических преобразований – появятся новые сферы деятельности, формы сотрудничества и, следовательно, новое качество работы. Мы обычно ассоциируем определенные технологии с термином ИИ. На самом деле ИИ — это, скорее, концепция информатики, точнее, проект информационных технологий, позволяющий машинам использовать интеллект и учиться при решении задач. При этом точно не определено, что здесь означает интеллект. Различные определения в своей основе сводятся к способности решать проблемы и достигать определённых целей на основе знаний и опыта. Подавляющее большинство авторов отделяют машинный интеллект от человеческого интеллекта, в первую очередь с точки зрения его гибкости. Некоторые даже отрицают, что машины могут быть действительно умными. Таким образом, концептуально ИИ не является ни бесспорным, ни чётко определённым. В настоящее время трудно предвидеть, какие процедуры и технологии станут возможными благодаря машинному обучению. Уже существующие системы, а также те, которые всё ещё находятся в стадии разработки. Они по-прежнему ограничены очень специфическими областями применения, но здесь, в отличие от автоматизированных систем, они способны учиться и имитировать определённые элементы человеческого интеллекта. Например, они могут делать прогнозы, находить решения проблем, выводить и применять правила, генеративные ИИ могут создавать контент. Но системы всё ещё остаются более или менее привязанными к каждому конкретному варианту использования. Таким образом, дополнительные ИИ могут поддерживать работников, в то время как замещающие ИИ выполняют определенные действия совершенно самостоятельно. Так называемые сильные ИИ, которые часто обсуждаются, которые интеллектуально равны или даже превосходят людей, развивают осведомлённость и могут быть гибко развернуты за пределами определённой области, в настоящее время имеют скорее статус философской концепции. В частности, способность технологий искусственного интеллекта к самообучению делает вероятным, что они окажут более глубокое и всестороннее влияние на работу, чем сетевые или автоматизированные системы. Они не обладают гибкостью, неспособны выносить суждения или извлекать уроки из опыта, неспособны общаться или взаимодействовать с людьми. Кроме того, интеллектуальные системы требуют меньшего вмешательства и контроля со стороны человека и потенциально способны выполнять больше задач по-настоящему самостоятельно. Ожидания в отношении экономического использования ИИ значительно выше, чем его фактическое распространение на предприятиях, соответственно, ИИ в настоящее время всё ещё мало влияет на рынок труда. Быстрых, разрушительных изменений, как часто опасаются, не предвидится, скорее продолжение медленного и постепенного внедрения для очень конкретных случаев использования, как это было до сих пор. Здесь, безусловно, играет роль соотношение затрат и выгод компаний: потенциал инноваций и экономии по-прежнему сталкивается с очень высокими затратами на разработку и внедрение часто специфичных для некоторых областей применения решений ИИ, которые всё ещё остаются очень высокими. Подавляющее большинство цифровых приложений на предприятиях в настоящее время представляют собой сетевые и автоматизированные системы. ИИ уже используется лишь в отдельных случаях, как правило, на крупных предприятиях, и здесь в основном используются системы автоматизации на основе искусственного интеллекта.