Работа с особенными детьми требует не только профессиональных навыков, но и огромной душевной щедрости, терпения и любви.
О том с какими трудностями сталкиваются коррекционные педагоги и какие победы вдохновляют их продолжать этот не легкий путь, мы поговорили с Дианой Гичиевой, коррекционный педагог.
— На что стоит обратить внимание родителям, в первую очередь чтоб исключить диагноз у детей?
— Для исключения аутизма у детей в раннем возрасте, необходимо знать, что аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения. Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.
— Расскажите о своем профессиональном пути и опыте работы с особенными детьми?
— Мой личный путь начался с поступления на отделение логопедии факультета педагогики и психологии ДГПУ. На спецпредметах нам рассказывали о магии коррекционной педагогики, и тогда для меня волшебницей была Мария Монтессори, которая своими методами творила чудеса.
Детей с тяжелыми нарушениями развития, с ментальными нарушениями оказалось в Дагестане не мало, и у всех у них был один приговор «Необучаем».
Мою жизнь кардинально изменило знакомство с мамой особенного ребенка. То, что до этого я знала из книг о коррекционной педагогике, сильно разнилось с тем, что было на практике.
Айшат Гамзаева мама ребенка аутиста. Зная из личного опыта, о том, с какими сложностями сталкиваются родители особенных детей, выдвинула инициативу создания центра.
Так в 2006 году по инициативе родителей детей-инвалидов была создана Дагестанская региональная общественная организация помощи инвалидам «Жизнь без слез».
Путь был очень сложным, от непринятия общества, государства до отсутствия специалистов.Но вера и энтузиазм Айшат, наша инициативность и желание изменить жизнь ребят к лучшему давали нам силы идти вперед и не сдаваться. Так мы прошли стажировку в Пскове в центре лечебной педагогике по проекту Роберта Боша, и понимали, как работать и куда двигаться.
Дом посещали дети, которых никуда не принимали, с начала их было 15, потом 30. Потом детей становилось все больше и больше. С ними занимались специалисты – педагоги, психологи, логопеды.
В этом же году был открыт филиал Межрегиональной общественной организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии «Достоинство». Так мы вошли в общероссийское движение за права инвалидов.
Сегодня в Доме дневного пребывания постоянно пребывают, обучаются более 250 детей, с 7 до 18 лет еще 300 детей стоят в очереди.
Наша организация выполняет миссию создания детям и молодым людям с особенностями в развитии равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, изменения отношения общества к людям с особенностями в развитии.
— Какие методы и технологии вы используете в своей работе?
Решение представленных в индивидуальной программе обучения задач педагогической помощи происходит с учётом особенностей развития ребёнка в ходе фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, проводимых специальным педагогом, логопедом и инструктором по физической культуре.
Для каждого ребенка специалисты составляют ИПО (индивидуальную программу обучения) и СИПР (специальную индивидуальную программу развития) где все задачи обучения разбиваются на маленькие шаги и действия.
Особое внимание специалисты уделяют индивидуальной работе с детьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе или для которых поставленные индивидуальной программой обучения задачи могут быть решены только в ходе индивидуальной работы. Групповые занятия проводятся как с детьми одного класса, так и с разновозрастной группой, состоящей из детей, которым доступно содержание занятия.
Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра. Не стоит бояться обращаться к психиатру!
Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.
— Что мотивирует вас продолжать работать в этой области?
Люди в данной профессии, в работе с детьми с нарушениями в развитии появляются не случайно. Для каждого, наверное, свои причины появления в этой профессии и личная мотивация, ну это явно не карьерный рост и стремление к деньгам.
Для меня лично моя работа доставляет духовное удовлетворения. Как бы банально это не звучало, с детства у меня была мечта спасать мир или же изменить мир к лучшему, я не знала, как это сделать, но знала, что это доставляет мне удовлетворении, меня это вдохновляет и мотивирует на дальнейшие действия.
— Какие советы вы можете дать людям, которые хотят посвятить свою карьеру коррекционной педагогике и совет родителям особенных детей?
Задайтесь желанием изменить жизнь ребенка к лучшему и у вас появятся крылья. Кто если не вы сможет это сделать. Благо, которое вы принесете отдельному ребенку, сможет изменить жизнь не только особенного ребенка, а и вашу личную жизнь, и жизнь общества в целом.