Ежегодно в третье воскресенье октября в России отмечается День работников дорожного хозяйства.
Уже на протяжении многих лет национальный проект «Безопасные качественные дороги», инициированный Президентом, помогает улучшить дорожную инфраструктуру Республики Дагестан. В 2024 году в регионе благодаря ему обновлено км 45,2 асфальтобетонного покрытия.
Для успешного развития дорожного хозяйства страны необходимы грамотные специалисты, поэтому особое внимание уделяется повышению квалификации работников дорожно-строительного комплекса.
«Благодаря опытным и квалифицированным кадрам в дорожном хозяйстве удается реализовывать сложнейшие инфраструктурные проекты, которые не только связывают между собой районы, города и даже регионы, но и обеспечивают устойчивое развитие субъектов Российской Федерации. Система повышения квалификации, действующая в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», предусматривает программы обучения специалистов по различным направлениям дорожного хозяйства. Всего с 2019 года обучение прошли более 20,6 тыс. человек», — сообщил Министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт.
Особое влияние на развитие дорожного хозяйства страны оказывают трудовые династии, которые своим примером показывают преемственность поколений, формируют семейные ценности и уважительное отношение к труду.
В дорожной отрасли республики немало работников разных специальностей и кадрового состава, которые передавали и передают из поколения в поколение свое мастерство и трудовые традиции. Такие фамилии в народе называют династиями. Есть династии уже ушедшего из жизни старшего поколения дорожников, есть и более молодые. К таким можно отнести семьи Гайдаровых (отец долгое время работал прорабом ДСУ- 2, сын – асфальтоукладчик ДСУ-2), Магомедовых (отец – начальник лаборатории МРСУ, сын – инженер 1-й категории отдела территориальных дорог ГУ «Дагестанавтодор»), Казавовых (отец – водитель автогудронатора Махачкалинского ДЭП, сыновья – водитель КДМ и дорожный рабочий Махачкалинского ДЭП), Тагировых (отец – заместитель начальника ГУ «Дагестанавтодор», сын – заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РД), Герейхановых (отец работал начальником Бабаюртовского доручастка, сын – гендиректор Бабаюртовского ДЭП), Мкртычевых (отец работал начальником Кизлярского доручастка, дочь – главный инженер Кизлярского ДЭП), Магомедовых (отец – гендиректор «Дагдорпроекта», сын и дочь – инженеры «Дагдорпроекта»), Рагимовых (отец – заместитель начальника ГУ «Дагестанавтодор», сын – начальник планового отдела ГУ «Дагестанавтодор») и многих других.
Яркий пример такой трудовой династии —Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РД Магомед Магомедович Тагиров – потомственный дорожник в третьем поколении. Его отец – Магомед Кудиевич Тагиров был легендарным человеком. О нем говорили, что он знает наизусть каждый изгиб пути на вверенном ему участке пути, каждый родник, все сооружения, все слабые места Он обладал феноменальной зрительной памятью. Корни тухума Тагировых в Гидатле. В свое время для вольных людей, населявших эти места, единственная подъездная дорога в окруженную неприступной горной грядой Гидатлинскую долину имела статус объекта оборонного значения.
Отец Магомеда, Куди начинал с ремонтера, потом работал прорабом Буйнакского ДУ, дорожным мастером Сулакского ДРСУ. Родня по материнской линии – семья Чеэровых – старейшая династия дорожников Дагестана. Хадис Чеэров – брат матери, в 50 – е годы возглавлял Министерство транспорта и шоссейных дорог при Совнаркоме ДАССР, а его старший брат Гаджи был зачинателем дорожного дела в республике в 30 годы.
После окончания Махачкалинского автодорожного техникума в 1953 году Магомеда Тагирова направили в Хунзахский район дорожным техником. А после службы в армии он попал в Гуниб старшим инженером дорожно – эксплуатационного участка №316. Когда создали в Кахибском районе ДАССР Гидатлинский дорожно– эксплуатационный участок №420, руководстводорожного управления при СМ ДАССР приняло решение поставить во главе его выходца из этого округа, к тому времени зарекомендовавшего себя отличным специалистом Магомеда КудиевичаТагирова. А было ему в ту пору всего 25 лет. Вскоре его участок становится в один ряд с передовыми.
В 1964 году Магомеда Тагирова направили на продолжение обучения в Московский автодорожный институт и зачислили в кадровый резерв правительства. В МАДИ его называли Ломоносов из Дагестана. С 3 курса его затребовало руководство республики и учебу он продолжал уже заочно, будучи главным инженером – заместителем начальника Дорожного управления при Совмине ДАССР. При его непосредственном участии была разработана концепция развития автодорог ДАССР, сыгравшая большую роль в ликвидации бездорожья.
В 1971 году М. К. Тагирова назначают на должность начальника строительного треста «Дагдорстрой». А с его приходом на должность начальника Дагестанского производственного Управления строительства и реконструкции дорог в 1986 году связывают начало модернизации производственных баз, строительство ускоренными темпами жилья для дорожников. Много еще сделал бы Магомед Кудиевич, если внезапная смерть не перечеркнула бы его планы. Но дело, которому он отдал всю жизнь – в надежных руках.
Далее отметим молодого инженера из Ботлихского района Магомедали Гусейнова, который курирует 3 объекта нацпроекта: ремонт автомобильных дорог Буйнакск-Гимры-Чирката на участке км 36-км 49,7, Унцукульский район участок км 36 – км 40,Манас – Сергокала — Первомайское на участке км 0 — км 10 и другие.
За время реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Магомедали Гусенов участвовал в реализации проектов по капитальному ремонту автомобильных дорог. «Все объекты очень важны, но мне хочется отметить ремонт автомобильной дороги Урма – Губден на участке км 14 — км 30 , который соединяет горные районы со столицей республики», — отмечает Гусенов.