Спецоперация России на Украине вызвала волну санкций со стороны Запада. Иностранный бизнес уходит из РФ, дополнительные трудности создает отключение от международной системы платежей.
Как все это сказалось на отечественных компаниях? Им приходится перестраивать логистику, искать других поставщиков и замену привычным материалам.
Представители различных отраслей, в частности обувщики, рассказывают о найденных выходах из положения и развитии своих предприятий.
Дагестанская обувная фабрика БОФФ продолжает развиваться.
«Кто-то побаивается, что настанет голод, что мы зависимы от западных государств, кто-то наоборот настроен оптимистично и уверен, что мы сами можем прокормить себя. Может в какой-то степени нам на руку эти санкции. Есть шанс самим подзаработать и занять эти освободившиеся ниши.
От зарубежных стран мы зависим где-то на 40%, в основном это Труция и Китай. Может возникнуть временная нехватка комплектующих для производства – это фурнитура, химия для обработки кожи, клей», – рассказывает директор обувной фабрики Мурад Джалаев.
По словам замдиректора Омара Бакунова, с тех пор как начались боевые действия на Украине, им перестали поставлять новый товар и они работают с запасами.
Самое сложное в производстве обуви, это подошва. Раньше почти вся она завозилась из-за рубежа. Но после волны санкций 2014 года многие российские компании стали производить ее самостоятельно. Кроме того, на дагестанской фабрике пресс-формы для подошвы. Заказы идут со всей России. И это особая гордость Мурада Джалаева.
«До 2021 года у нас не производились пресс-формы для литья подошвы. В России нет аналогов тому, что мы уже смонтировали, запустили и работаем.
В течение 15 лет мы сами заказывали пресс-форму из Турции, Китая и Италии», — отметил Мурад.
Среди его работников – мастер из Италии Андреа Розетти, который работал на Prado. Мурад познакомился с ним в Италии и пригласил к себе в Дагестан. Теперь Андреа уже год занимается дизайном обуви и учит молодых специалистов.
«Те же модели, что можно увидеть на выставке в Милане, мы производим у нас. В том числе и модели Prado. Однако что касается технологии, инструментарии и оборудования, естественно, мы отстаем. Во времена санкций нам нужно пытаться с тем материалом, который у нас есть», — делится Андреа.
Для директора фабрики это не первый подобный кризис. Они прошли через подобное в 2008 году, когда был существенный подъем предприятия из-за востребованности местной продукции. То же самое происходило в 2014 году.
Сейчас выпуск обуви планируют увеличить в два раза. Основную проблему с нехваткой комплектующих можно решить – их можно производить.
Мурад Джалаев надеется, что в ближайшем будущем здесь наладят производство комплектующих.
«У нас настроение бодрое, мы готовы работать. Нам не страшен никакой кризис, мы через такое уже проходили, уверен, мы прорвемся. Будем работать во благо страны», — заявляет директор фабрики.