Добровольчество – тяжелая и требующая самоотдачи деятельность, особенно она трудна в сфере медицины, ведь речь здесь заходит о самом главном – о здоровье человека. За последние годы волонтерство в Дагестан получило популярность и всеобщее признание и как правило этой деятельностью занимается молодежь. Так, свой добровольческий корпус под названием «Феникс» открыли студенты – медики. О тяжёлом совмещении учебы и волонтерства мы поговорили с руководителем «Феникса» Асият Магомедовой.
Тяжело ли Вам совмещать учебу и добровольческую деятельность?
Меня приучили к активной общественной жизни ещё со школы, поэтому скорее мне тяжело заниматься только одной учёбой. Для меня важно всегда находиться в движении и быть занятой. Однако, конечно, бывают моменты, когда катастрофически не хватает времени и кажется, что всё валится из рук. Но с этим можно справиться. Особенно, когда у тебя есть помощники, готовые выручить, когда тебе сложно.
Как люди реагируют, когда узнают, что Вы – волонтер медицинского направления? Что про Вашу добровольческую деятельность думают друзья?
-Как правило, встречаются два типа людей с противоположными мнениями насчёт того, чем я занимаюсь, да и не только я, но и все волонтеры.
Первый тип — это люди, которые реагируют очень положительно, от таких часто слышим слова поддержки, благодарности и похвалы. Некоторые даже берут с нас пример.
Второй тип — несколько неоднозначные люди, которые задают вопросы типа «А зачем вам это надо? Вас кто-то заставляет? А деньги за это платят? Как это бесплатно? Ой, лучше бы более полезным делом занялись. «Мне кажется, такие люди попросту не понимают смысл слова «волонтерство» или по-иному «добровольчество». Этот смысл предельно прост — делать доброе дело, помогать искренне и бескорыстно. Разве найдется человек, который спросит другого: «Зачем ты помог бабушке понести тяжёлые вещи или же перейти дорогу?». Вряд ли, ведь это глупо, бестактно и, я даже сказала бы, бесчеловечно.
Как пришла идея создать первый медицинский волонтерский корпус в Дагестане? Расскажите об этом?
-В начале этого учебного года меня пригласила на встречу Маликат Магомедрасулова, врач-хирург РОХИ, а в бывшем такая же общественница, как и я. В 2015году мы вместе выезжали на форум «Мед-лига наций» в Ставрополе. Так вот, она рассказала, что идея создания в 1 городской больнице долгое время не даёт покоя Хаджимураду Малаевичу, главному врачу ГКБ1, и изъявила желание воплотить ее в жизнь вместе со мной. Дальше началось обдумывание совместной стратегии, набор небольшой команды. Нам очень помог помощник главного врача Исрафил Исрафилов, который после рабочей поездки в Турцию рассказал нам о том, как функционируют подобные волонтерские отряды за рубежом.
В январе мы начали официальное сотрудничество со Всероссийским Общественным движением «Волонтёры-медики» в лице региональных координаторов Сайпудиновой Карины и Магомедова Магомеда, тем самым расширив свой актив. Ну а 31 января состоялось официальное открытие нашего корпуса. Хочу отметить то, что на тот момент наших волонтеров было чуть больше 60, а сейчас эта цифра увеличилась вдвое.
Как Вы выстраиваете отношения в команде?
-Я очень рада, что подавляющая часть моей команды, не нуждается в долгих наставлениях о том, какими они должны быть, чтобы соответствовать уже заданной нами планке. Большую роль в этом сыграла наша будущая профессия, ведь мы — медики, а каждый медик просто обязан отличаться милосердием, добротой и ответственностью.
Но в любом коллективе нужно вносить четкие правила и требования, за исполнение которых необходимо следить со всей строгостью. Иначе целостности коллектива и слаженной командной работы не дождешься. Также я придерживаюсь мнения, что очень важно прислушиваться к каждому члену команды и учитывать его мнение.
Какова специфика работы волонтёров в ГКБ №1? Где чувствуется наибольшая потребность в медицинской добровольческой деятельности?
🔹Раз в месяц мы составляем расписание, согласно которому группа волонтеров из 3-4, а в некоторых отделениях 2-х человек, приходит на помощь персоналу два раза в неделю. Учитывая , что ребята приходят после пар, их работа чаще начинается после 3-х часов. Ну а в субботу волонтеры приходят с утра. Некоторые остаются на ночные дежурства. Мы уделяем большое внимание контролю посещаемости и подсчёту отработанных часов. Всё это фиксируется старшими медсестрами каждого отделения в специальных бланках, которые мы им раздаем. Анализируя 2 месяца работы, могу сказать, что больше всего нуждаются в волонтерской помощи приёмное отделение, ОНМК, АиР, БИТ-неврологии, терапия, травматология, РОХИ.
«Феникс» как-то способствуют Вашему росту? Кем вы видите себя через пять лет?
Безусловно, «Феникс» сыграл для меня значимую роль в получении дополнительного опыта на руководящей должности, это новая и очень важная ступень моего личностного роста. Ну и, конечно, как и каждый член нашего волонтерского корпуса, я отдаю огромное значение бесценной возможности улучшить свои практические навыки проведения различных медицинских манипуляций, получить знания об устройстве больницы в целом.
Не люблю загадывать наперед, но хотелось бы через 5 лет состояться уже успешным молодым врачом и лечить маленьких деток. Узкую специализацию я ещё не выбрала.
Помогает ли больница волонтерам?
Нашего «Феникса» в принципе не существовало бы без 1 городской больницы, без поддержки главного врача Хаджимурада Магомедовича, без поучительных направлений нашего координатора врача Маликат Магомедрасуловой и помощника главврача Исрафила Исрафилова. Поэтому могу сказать, что самая главная помощь нашим волонтёрам заключались в том, что мы существуем, в том что нам дали возможность быть как организации. За это лично я им безмерно благодарна. Кроме того, хочу выразить огромную благодарность всему коллективу клиники, всем врачам и медсестрам за то, с какой теплотой и вниманием они относятся к нашим волонтёрам.