Ежедневно, приобретая товары и услуги, мы пользуемся своими правами потребителей – одними из самых важных гражданских прав. Однако, в отношениях с продавцами и производителями потребитель нередко оказывается в слабой позиции. В связи с этим Роспотребнадзор Дагестана напоминает о важности защиты этих прав.
Закон РФ «О защите прав потребителей» определяет потребителя как гражданина, использующего товары или услуги для личных нужд. Юридические лица и ИП, приобретающие товары для бизнеса, не попадают под это определение. Закон предоставляет широкий спектр способов защиты: возмещение убытков, неустойка, признание сделки недействительной, компенсация морального вреда – вне зависимости от вины продавца. Роспотребнадзор оказывает всестороннюю поддержку, как в досудебном, так и в судебном порядке.
Одним из таких примеров при вмешательстве Роспотребнадзора, когда продавец на этапе претензионного порядка разрешения спора вернул потребителю денежные средства за технический сложный товар(стиральная машина) ненадлежащего качества и возместил моральный вред.
За 2024 год в Роспотребнадзор поступило свыше 1277 обращений граждан из разных источников, в том числе через СМИ. Из них 417 обращений относительно предоставления услуг энергоснабжения ненадлежащего качества.
В целях защиты прав потребителей по наиболее значимому вопросу Роспотребнадзор обратился в суд в интересах группы потребителей в количестве 27 лиц для возмещения морального вреда абонентам при предоставлении услуг электроснабжения ненадлежащего качества. Судом требования Роспотребнадзора были удовлетворены, общая сумма возмещенного морального ущерба 135 000 рублей. После вступления в законную силу решения суда Роспотребнадзор планирует подачу аналогичных коллективных исков.
Роспотребнадзор активно внедряет практику подачи исков о возмещении имущественного вреда потребителям, чьи права были нарушены при предоставлении услуг электроэнергии ненадлежащего качества.
Помимо судебной защиты Роспотребнадзор в целях восстановления прав потребителей проводит и профилактические мероприятия. Это многократные объявленные исполнителю услуг энергоснабжения предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Для удобства граждан и оперативного реагирования на обращения, Роспотребнадзор запустил Telegram-бот, ежемесячно обрабатывающий более 30 жалоб по вопросам защиты прав потребителей.
Сотрудники Роспотребнадзора Дагестана рекомендуют быть вежливыми, но настойчивыми в своих справедливых требованиях и главное не оставлять без внимания нарушения своих потребительских прав.