Главная страница » Записи » Профессор СКИ РАНХиГС о важности экспертизы школьных учебников

Профессор СКИ РАНХиГС о важности экспертизы школьных учебников

Автор Бари Каратова

Правительство РФ поддерживает законопроект об участии Российской академии наук (РАН) в экспертизе школьных учебников и пособий при условии его доработки ко второму чтению.

Экспертное мнение профессора Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Светланы Алиевой.

Роль Российской академии наук в проведении экспертизы школьных учебников как никогда становится значимой, поскольку появившиеся фальсификации исторических фактов приводят не только к искажению восприятия действительности современной молодежью, но и появлению благоприятной почвы для формирования мировоззрения, в соответствие с которым происходит  отрицание идеалов, общепринятых ценностей, норм нравственности и др. В то время как общество нуждается в патриотически настроенной молодежи. Поэтому сегодня в первую очередь экспертизе подлежат учебники по истории России. Задача экспертов состоит в том, чтобы была корректно отражена преемственность исторических периодов, их особенность и роль России в мировой истории. Как известно, имели случаи, когда появлялись недостоверные и сфабрикованные факты, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. Поэтому экспертиза просто необходима, чтобы исключить такие случаи. Немаловажное значение имеют учебники по истории для различных регионов, отражающих историю возникновения ее народов,  подчеркивающих их культурное разнообразие и самобытность.  

Вслед за учебниками по истории необходимо проводить экспертизу учебников по естественным и точным наукам. Может возникнуть вопрос: зачем это нужно? Ведь в отличие от истории другие науки не столь подвержены искажению информации в угоду политическим взглядам или идеологическим установкам. Однако, есть основания для приведения в соответствие и этих учебников. Как известно обновляются научные взгляды, появляется новая современная информация в результате новых открытий, изменяются стандарты. Помимо этого, современные учебники должны быть ориентированы на формирование у школьников критического, а еще лучше исследовательского, проектного мышления, что требует включения в учебник заданий и проработки вопросов, направленных на решение этой задачи. Вот поэтому нужны в качестве экспертов ученые РАН, обладающие достоверными знаниями и опытом проверки материала на научную обоснованность. Есть вероятность, что и Российская академия образования (РАО) будет принимать участие в экспертизе. На наш взгляд, это было бы справедливо, поскольку в учебнике должны быть не только достоверные научные знания, но и адаптированные к возрастным особенностям школьников. Не секрет, что есть учебники, написанные формально, непонятным языком, что с методической точки зрения является неправильным, поскольку нарушается принцип доступности изложения. Однако этот вопрос находится в процессе обсуждения. 

В целом же следует согласиться с мнением, что инициатива по введению экспертизы школьных учебников весьма оправдана, однако многие вопросы все еще нуждаются в дополнительной проработке. 

Так же будет интересно