Экспертное мнение заведующего кафедрой экономики и финансового права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Валерии Братковой.
В настоящее время именно трудовые ресурсы являются одним из наиболее важных видов ресурсов, от эффективного использования которых во многом зависят и благосостояние населения, и экономический рост в целом. Поэтому сохранение и активное наращивание кадрового потенциала страны входит в число приоритетных стратегических социально-экономических задач.
В 2025 году по инициативе Президента РФ стартовали 19 новых Национальных проектов. С целью совершенствования системы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики запущен Нацпроект «Кадры».
Данный Нацпроект особенно актуален, учитывая условия беспрецедентного санкционного давления, ведь в нынешних условиях, именно эффективное использование трудовых ресурсов обеспечивает возможность получения устойчивых конкурентных преимуществ. Достижение высоких позиций в аспекте конкурентоспособности возможно за счет повышения качества человеческих ресурсов, а, следовательно, за счет наращивания кадрового потенциала. Кадровый потенциал – это не только качество профессионально-квалификационной подготовки, психологические и физиологическими качества, но и желание и способность работников к овладению новыми знаниями, совершенствованию профессионального мастерства. Следовательно, приоритетное значение приобретают образовательно-квалификационные и мотивационные детерминанты.
Нацпроект «Кадры», который включает в себя четыре федеральных проекта, в том числе по трудоустройству выпускников. В процессе реализации Нацпроекта «Кадры» будет решена задача по соотнесению прогнозных потребностей экономики (на пятилетнюю перспективу с ежегодной актуализацией) с ее возможностями, а также качественно изменится инфраструктура образования. Исходя из актуального прогноза необходимости профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей, появляется возможность быстро реагировать на ситуацию, изменяя учебные программы и устанавливая контрольные цифры приема как в высших, так и в средних учебных заведениях, чтобы они соответствовали актуальным потребностям рынка труда. В федеральном проекте (входит в Нацпроект), направленном на эффективное трудоустройство выпускников образовательных организаций, предусмотрено совершенствование системы целевого обучения и формирование более гибкой системы профессиональных стандартов, а также более активное участие потенциальных работодателей в формировании образовательных траекторий обучающихся.