Неподкупный таможенник Верещагин из шедевра советского кинематографа «Белое солнце пустыни» «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» — таким его запомнили зрители.
Он ушел очень рано – в 43 года, оставив прекрасные киноленты «Тайна двух океанов», «Три толстяка», «Республика ШКИД».
После визита в Ленинград величайший британский актёр театра и кино сэр Лоуренс Оливье так отзывался о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно».
Снимался блистательный актер мало — виной болезни, последствие фронтового прошлого Павла Луспекаева.
В начале 1940-х годов Павел Луспекаев поступил в Луганское ремесленное училище. Началась война, училище эвакуировали в город Фрунзе. Вместе с ним эвакуировался 14-летний Павел. Но в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, пятнадцатилетний юноша ушел добровольцем на фронт. Попав в партизанский отряд, Луспекаев неоднократно участвовал в боевых действиях в составе партизанской разведгруппы.
Однажды, находясь в разведке, он был вынужден несколько часов пролежать в снегу, в результате чего сильно обморозил ноги, и позже это привело к тому, что у актера в 26 лет развился атеросклероз сосудов ног.
В одном из боёв получил тяжёлое ранение. Юный Павел был ранен разрывной пулей в локтевой сустав. В саратовском военном госпитале ему уже вкатили наркоз — ампутация казалась единственным способом сохранить Паше жизнь. Каким-то немыслимым усилием воли он выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. И ничего, зажила рана, даже следа на руке почти не осталось! «Ну и счастливчик ты, парень! Любит тебя удача!» — сказал изумленный врач тогда, в 1943 году.
После выздоровления Луспекаев был направлен для дальнейшего прохождения службы в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта, в 1944 году был демобилизован из армии и переехал в Ворошиловград, где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра.
Фронтовое прошлое сказалось позднее. Луспекаеву было тридцать, когда на ногах появились незаживающие язвы.
— Газовая гангрена, — определил врач.
— Учитывая обстоятельства вашей юности — ничего удивительного! Придется ампутировать.
— Что, обе ноги?
— Обе.
— Друг, да нельзя мне этого! Ну сам подумай, кому к черту нужен безногий актер?
Нет, лучше уж сдохнуть!
— Хорошо. Давайте попробуем обойтись ампутацией пальцев правой ноги. Но учтите, риск большой!
Луспекаев только ухмыльнулся. Да что этот чистюля-хирург знает о риске! Павел верил в свою удачу…
Но на этот раз удача от него отвернулась… Через месяц после того, как Луспекаев остался без пальцев правой ноги, стало очевидно, что нужно ампутировать и пальцы левой. С тех пор актёра так и «резали по частям»: третья операция лишила его стопы одной ноги, четвертая — стопы другой. Боли были нечеловеческие, и Луспекаеву выписали обезболивающий наркотик пантопон. Около года Павел жил в полубреду. «Мне противно что-то писать, в течение суток уколол 16 кубиков. Я погряз в этой мрази и хочу, чтобы быстрее наступил конец», — записал он в дневнике.
«В конце концов Паша, запертый болезнью в своей квартире, почувствовал, что постепенно превращается в наркомана». — Вспоминал Олег Басилашвили. — «А он не хотел умирать — он страстно желал вернуться в театр. Однажды, сидя на своём диване, уже после ампутации ступней, он сказал мне: «Знаешь, я иногда вижу, что стою на сцене. Занавес ещё закрыт. А там, по ту сторону, шуршит, шумит зрительный зал. И вот наконец последний звонок. Колечки на занавесе начинают расходиться, стукаясь друг о друга. Я чувствую это так ярко, словно всё происходит на самом деле. И я всё равно на неё вернусь!» И этими культяшками — без ступней — начал плясать по полу, демонстрируя мне и прежде всего себе, что ещё встанет на протезы и продолжит работу»
Именно жажда работы помогла ему преодолеть начинавшуюся наркотическую зависимость. Он понимал, что уколы снимают боль, но при этом разрушают его. И перестал принимать обезболивающее. Жена Луспекаева приносила с базара мешок семечек. Он сидел, сложив ноги по-турецки, на своём диване, грыз семечки, чтобы таким образом отвлечься и заглушить боль.
«Люди! Я боюсь даже верить, но через три часа будет трое суток, как я сделал последний укол. Муки адовы я прошел… Терплю! Через восемь часов будет четверо суток. Вымотало страшно, ничего не ем — ослаб, ужасно устал». Невероятно, но Луспекаев победил: «Самому не верится! Пантопончики – тю-тю! Будь они прокляты!» Другая радость: министр культуры Фурцева специально для Луспекаева выписала из Франции дорогущие протезы, и Луспекаев смог встать, а со временем — даже ходить. «Повезло тебе! С таким диагнозом, да на ноги встать!» — сказал врач…
Боли мучили актера на протяжении всей жизни.
Павел Луспекаев — один из сильнейших драматических театральных актёров СССР, обладал могучей фактурой, крупным и мощным телосложением, колоритным лицом с яростным, неистовым, порой даже зверским выражением и пронзительным, испепеляющим взглядом налитых кровью глаз.
Кроме того, артист обладал мощнейшим, неукротимым темпераментом и огромным артистическим вдохновением, что позволяло ему с блеском воплощать натуры дикие, необузданные, обуреваемые сильнейшими страстями. Это вызывало высокое нервное возбуждение у зрительного зала. Как трагическому актёру, Луспекаеву не было равных в Ленинграде. Луспекаев проникал в театральный образ настолько глубоко и самозабвенно, что отбрасывал авторский текст, всякий раз играл на чистой импровизации, на ходу создавая нужные реплики.
Главной работой Павла Борисовича за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссёром Владимиром Мотылём в июле 1968 г., — роль таможенника Павла Верещагина в картине «Белое солнце пустыни».
Поначалу он отказался, но потом согласился, при условии, что у него не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию его звали Александр.
В 1969 г. во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как Павел Борисович вынужден был отдыхать через каждые 20 шагов.
Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом, победой человеческого духа над безвыходными обстоятельствами. Снимаясь больным, актёр создал былинный образ живого человека со всеми его слабостями и силой, недюжинным оптимизмом и неизбывной грустью. После выхода картины на Луспекаева обрушился триумф, его узнавали на улице, о нём, его игре и актёрском таланте писали журналы и газеты.
В конце 1969 г. по ходу съемок киностудии «Беларусьфильм» художественного фильма «Вся королевская рать» в главной роли губернатора Вилли Старка, после отснятия 30 процентов фильма, Луспекаев скончался от разрыва аорты в московской гостинице «Минск» не дожив три дня до своего 43-летия.
На могиле артиста петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
Источники:www.7days.ru/stars/privatelife/lyubov-sl
www.sputnik-georgia.ru/columnists/201604
www.rslovar.com/content/павел-луспекаев-к