Авторы телеграм-канала «Урбанизм как смысл жизни» как-то затрагивали тему необходимости составления карты распределения социальных классов города.
И что при мастер-планировании города нужно учитывать в том числе, и классовую сегрегацию.
Социолог Владимир Вагин уже делал классовую карту Москвы в конце 1990-х годов. Основой его исследования была американская методика – сочетание дохода и образования. Тогда эта методика не помогла, так как на тот момент внятного классового общества в МСК не было.
Правда коллеги из «Урбанизма как смысла жизни» приводят другой пример, когда классификация удалась, причем еще раньше, в 80-ых. Речь идет о карте географа Ольги Вендиной, которая подошла к вопросу нестандартно.
Взяв данные Мосгорпочтампа, в Москве 80-ых, литературноориентированой, она сделала тепловые карты того, как часто и где подписывались москвичи на две газеты – «Литературную газету» и «Труд». Первую выписывала, как правило, интеллигенция, вторую – трудовой класс. Спустя 35 лет результаты до сих пор релеванты, полученное районное расслоение сохраняется.
Конечно, социальными картами в полном понимании этого слова их не назовешь, но результат интересен.
Кстати, в Махачкале, если не брать подписку газет (чтобы было показателем, наверное, в 2000-2010 годах), в качестве так сказать «метода» можно использовать… кофе (про вайлдберриз я вообще молчу).
Странно, что в кофейнойстолице до сих пор нет кофейной тепловой карты, да и вообще большого исследования на эту тему. Представляю, какая социальная карта могла получится.
Фото — culture.ru