Поездка в автобусе порой становится рискованным делом. По прихоти водителя можно оказаться ссаженным из автобуса. Более того, известны случаи, когда равнодушие водителей привело к летальному исходу.
Водитель должен знать:
— устройство и правила технической эксплуатации маршрутного такси, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей; — правила дорожного движения;
— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;
— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата маршрутного такси в парк по техническим отказам;
— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;
— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;
— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;
— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;
— особенности эксплуатации маршрутного такси в осенне-зимних условиях;
— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;
— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;
— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
Водитель имеет право:
— На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии;
— Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны;
— Ограничивать вход пассажиров в маршрутного такси в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей);
— При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения;
— Прекратить движение маршрутного такси в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения;
— Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО;
— Передавать управление маршрутного такси только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом);
— Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
— Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;
— Повышать свою профессиональную квалификацию.
Водитель несет ответственность:
— За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;
— За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.