В акватории Северного Каспия жизнь многих островов и полуостровов от их возникновения и до исчезновения сравнительно невелика. Это связано с периодическими повышениями и понижениями уровня Каспия и с весьма мощными течениями вдоль берегов, формирующих пляжи. Не является исключением в этом плане Аграханский полуостров, который местное население до сих пор именует Уч-Косой, и «оторванный конец» этого полуострова – остров Чечень. Возникнув в результате выноса водами Сулака огромных масс твердого материала, Уч-Коса постоянно меняла свою конфигурацию. При подъеме уровня моря разделялась на несколько островков, а при его понижении полоса песчаной массы превращалась в широкий и весьма длинный полуостров. Также резко и причудливо менялись очертания ныне самого крупного на Каспии острова Чечень.
На рисунке изображен фрагмент «Карты Кавказских земель», составленной А. Максимовичем в начале XIX века по имеющимся у него картам дагестанского побережья Каспия в самом начале XVIII века, когда уровень моря был на 2 метра с лишним выше нынешнего. Тогда остров Чечень представлял собой небольшую серповидную косу, а Аграханский полуостров (Уч-Коса) разделялся на две части: мыс Аграханский и остров Уча.
П.А. Православов, посетивший остров Чечень в 1927 году, пишет: «…в центральной части острова 15 лет назад (т.е. в 1912 году) находилось озеро. С восточной стороны острова, где еще лет 40 назад была глубина 6-7 метров, в настоящее время обозначились песчаные отмели, и остров заметно увеличился в размерах. К 1922 году к нему причленились острова Пичужонок и Лопатин, образовав около него подковообразные выступы».
Возникновение острова Чечень приурочено к средневековому историческому периоду. На определенном этапе своей жизни остров приобрел недобрую славу пристанища морских разбойников. Профессор Дагестанского научного центра РАН Елена Иноземцева, много лет посвятившая изучению истории Северного Дагестана, пишет, что терские низовые казаки, которые примерно с XVII века стали доминировать среди местного населения, мало интересовались сельским хозяйством, а больше тяготели к морским и речным промыслам. Терское казачество постоянно пополнялось пришлым бунтарским элементом из северных регионов России. Поэтому не случайно, что в жизни нижнетерцев немаловажную роль играло пиратство на водных торговых путях Каспия. Опорным пунктом для пиратов Каспийского моря служил остров Чечень, откуда можно было контролировать значительную часть морской акватории и побережья.
Нижнетерские казаки организовывали нападения как на русские, так и на персидские суда. При этом часто вступали в сговор с волжскими казаками, которые заранее сообщали о движении судна с богатым грузом. В донесении, датируемом 1621 годом, астраханские воеводы сообщали, что казаки «воруют» на Каспии, грабят «служилых и торговых людей». Из-за частых нападений казаков на торговые суда в 17 столетии по существу была прервана морская торговля на Каспии.
Хотя низовья Терека исстари являются зоной проживания тюркских народов – прежде всего кумыков и ногайцев, тем не менее, здесь всегда присутствовал и горский этнический элемент, в частности, коренное населения Горного Дагестана и Ичкерии. Предполагается, что их воинственный нрав естественным образом обозначил за этим географическим объектом («пристанище пиратов») такое «грозное» название. Первые упоминания об острове Чечень появляются в XVII веке. С той поры до первой четверти XVIII веков, то есть до Каспийских походов Петра I (1722-1723), нижнетерские казаки в содружестве с не менее отважными и рисковыми жителями соседних гор и предгорий на поприще морского разбоя чувствовали себя хозяевами во всей северо-западной части Каспия.
Остается добавить, что поход на морском судне от Астрахани до Дербента вдоль западного побережья Каспия тогда занимал 5-6 дней. Как свидетельствует основатель русской школы гидрографии Федор Соймонов (1682-1780), двигаясь на юг от устья Волги, суда примерно через сутки достигали устья Терека: эта река в ту пору впадала в обширный и довольно глубокий Аграханский залив. Затем, обойдя остров Чечень с востока (проход между ним и Уч-Косой был затруднителен из-за множества имеющихся здесь островков), суда шли мимо Тарковского шамхальства и подходили к Дербенту. Пристань же в Тарках, – пишет он, – не была удобной и функционировала в зависимости от погодных условий.