Главная страница » Министр труда Дагестана Изумруд Мугутдинова рассказала о последствиях неформальной занятости

Министр труда Дагестана Изумруд Мугутдинова рассказала о последствиях неформальной занятости

Автор alieva.amina

— Не секрет, что на рынке труда республики существенную долю занимает, так называемый, «теневой» сектор, от которого в бюджет не поступают налоги и сборы. Насколько вы оцениваете уровень «серости» дагестанской экономики?

— Есть официальная оценка органов статистики, согласно которой в 2020 году численность работников неформального сектора экономики в Дагестане составляла свыше 537,0 тыс. чел. (то есть это почти 30 проц. трудоспособного населения региона) и это больше, чем официально занятых (491,7 тыс. человек). Выплата «черной» заработной платы распространена, в основном, на предприятиях малого и среднего бизнеса, большинство из которых занято в сфере сельского хозяйства, торговли, транспорта, оказания бытовых услуг, строительстве и т.д.

 

— Очень большая цифра. Чем это чревато для региона?

Да, это огромная «серая» зона. И когда мы говорим, что у нас низкие пенсии, то нужно понимать, что за этих 537 тыс. человек работодатели вообще не уплачивают страховые взносы. Представляете, какие это потери только для страховой сферы?! От 58 млрд руб. в год по самым грубым оценкам. Помимо того, что государство вынужденно оплачивать за этих граждан взносы по медицинскому страхованию, очень сложно в такой системе платить достойные пенсии, потому что они являются производными от зарплат. Так что, обеление рынка труда – это, пожалуй, ключевая задача.

 

— Как эту задачу можно решить?

— Есть ряд инструментов.

Во-первых, это фискальная политика государства. Недавно в республике был введен новый режим налогообложения для, так называемых, «самозанятых» граждан. Налог для «самозанятых» составляет 4 проц. для тех, кто продает товары и услуги физическим лицам, и 6 проц. для тех, кто работает с юридическими лицами. То есть целый пласт работников из числа репетиторов, нянь, помощников по дому получили возможность легализоваться без существенных потерь для дохода. Насколько эта мера окажется действенной покажет время.

Во-вторых, нужно вести разъяснительную работу с населением о том, почему нужно работать легально. Многие, к сожалению, не доверяют государству, полагают: зачем им платить в бюджет, если можно положить эти средства в банк. Но у нас выстроена солидарная система: одно поколение работает, платит страховые взносы, а следующее поколение получает пенсии из этого источника. Другими словами, такой человек не участвует в обеспечении своих условных родителей. Думаю, все согласятся, что это неправильно. То же самое с бесплатным здравоохранением: все пользуются бесплатными услугами поликлиник, но взносы в ФОМС нелегально работающий не платит. Получается, что официально работающие оплачивают медпомощь тем, кто скрывает свои доходы, что тоже несправедливо. Необходимо донести эту мысль до граждан.

 

— Влияет ли нелегальная занятость на социальную защищенность наемных работников?

— Конечно. «Теневая» зарплата полностью лишает наемных работников какой-либо социальной защищенности.

Во-первых, это лишает людей заслуженного пенсионного обеспечения. Действующее пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает прямую зависимость размера пенсии от суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Причем в страховой стаж включается лишь период, в течение которого за лицо уплачивались страховые взносы.

Кроме того, соглашаясь на работу без оформления трудовых договоров, граждане исключают для себя возможность получения оплаты больничных листов и других видов пособий. У такого работника не идет трудовой стаж, в том числе льготный, который необходим для досрочного получения трудовой пенсии по старости. Работая в условиях «серой схемы», он остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель.

 

— Какую работу проводит сегодня Минтруд для снижения теневой занятости в Дагестане?

— По представлению Минтруда в 2018 году было принято распоряжение Правительства Республики, которым утвержден План мероприятий, направленный на снижение неформальной занятости. В соответствии с этим планом во всех муниципальных образованиях республики созданы специальные комиссии, которые на регулярной основе проводят рейдовые проверки для выявления занятых без соответствующей регистрации, с целью постановки их на налоговый учет и заключения ими трудовых договоров.

Результаты мониторинга проводимой работы по утвержденным формам отчетности ежемесячно представляются муниципальными комиссиями в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. Так, по данным мониторинга по состоянию на 1 декабря 2021 года в республике в рамках реализации «дорожной карты» муниципальными комиссиями при участии контрольно-надзорных органов «выведено из тени» 18, 0 тыс. чел., что составляет 90 проц. от установленного плана, в том числе выявлено:

12 754 работника, с которыми не были оформлены трудовые отношения, с 10 478 гражданами из которых впоследствии заключены трудовые договоры (из них 9 375 чел. продолжают осуществлять трудовую деятельность);

7 493 хозяйствующих субъекта, осуществляющих свою деятельность без государственной регистрации, из которых 5832 оформили документы, удостоверяющие их право на занятие предпринимательской деятельностью в соответствующей сфере.

Кроме того, в результате проведенной работы по снижению неформальной занятости также зарегистрировано 1 690 чел., оформив трудовые договоры в регистрации хозяйствующих субъектов в налоговых органах.

Конечно, в последние годы эта работа несколько затруднена ограничениями, связанными с пандемией коронавирусной инфекции.

Параллельно проводится и информационная работа с населением. Информационные материалы по этим вопросам размещены на официальных сайтах, стендах, в помещениях учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, в органах местного самоуправления. Ведь решение этой проблемы во многом находится в руках самих работников и зависит от осознания людьми его социальной значимости.

Мы призываем работников иметь активную позицию при защите своих прав, не соглашаться на зарплату в «конвертах», интересоваться у своего работодателя, уплачивает ли он страховые взносы в полном объеме и проверять состояние своего пенсионного счета.

Рекомендуем хотя бы раз в год получать выписку из индивидуального лицевого счета в ПФР, поскольку выписка – это единственный документ, позволяющий гражданину узнать о факте отчислений работодателя.

 

— А есть ли какие-то последствия для работодателя в случае выявления факта выплаты зарплаты «в конверте»?

— Да, конечно. Подобными действиями работодатели нарушают закон. В соответствии с КОАП уклонение работодателя от оформления трудового договора влечет административную ответственность в размере от 20 до 100 тысяч рублей. О нарушении трудовых прав необходимо сообщать в государственную инспекцию труда или в органы прокураты, а также обращаться в установленном порядке в суд.

Кроме того, руководитель организации и главный бухгалтер, а также другие работники, оформляющие первичные учётные документы, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье «Уклонение от уплаты налогов и сборов».

Легализация заработной платы – одно из приоритетных направлений деятельности государства сегодня.