Социальное пространство формируется через человека, и наоборот.
У кого-то, например, идет привязка к клубу йоги, музыки, кофейни в которых участники со временем, взаимодействуя с такими же завсегдатаями, создают пространство, в котором чувствуют себя как дома, тогда как в иной ситуации этот дом был бы местом посещения на раз-два-иногда.
Разновидность этого привыкания — т.н. ритуальные прогулки. Махачкала – не исключение. В разных странах и городах эти прогулки имеют разный маршрут, а иногда и смысл. Объединяет их то, что это своего рода культурная традиция, которая позволяет взаимодействовать молодым людям, знакомиться друг с другом, в том числе и для последующих романтических отношений.
Так, вроде как обычный ландшафт наделяется социальными и культурными смыслами.
Например, в Коста-Рике такие прогулки назывались ретреты.
Отсылка к испанскому слову la retreta, означающему сигнал к окончанию дня в исполнении военного оркестра.
В дальнейшем ретрета стала ассоциироваться с молодыми людьми разного пола и статуса, которые прогуливались после оркестра по набережной. Тут и флирт, и покупки в фасадных магазинах, и демонстрация статуса, и часть городской среды. Такие прогулки потом становились приятным воспоминанием, ностальгией по молодости, а значит происходила мифологизация социального пространства.
По сути, сейчас в Махачкале, роль ретреты выполняют прогулки по той же улице Буйнакского. И главная задача того же бизнеса – встроится в эту мифологию, стать частью социализации и памяти молодежи. Либо создать собственную ретрету. Тут хотелось бы написать, что это и роль муниципальных властей, но это скорее исключение из правил, так как городские легенды, как правило, рождаются не благодаря, а вопреки государственному вмешательству.
Променад – важнейшая часть городского устройства. Здесь вообще можно изучать городские маршруты по интересам граждан. Поэтому важно создание как можно большего количества прогулочных зон (не в ущерб зеленым насаждениям), вокруг которых создавалась бы история.
фото glukovarenik.livejournal.com