Терроризм – это крайняя форма выражения политических или идеологических принципов, сопровождающаяся насильственными действиями и актами агрессии, в том числе против мирного населения.
Террористическая деятельность – это не просто один из видов преступности, несущий угрозу или вред какой-либо части общества, терроризм – это более сложная форма преступной деятельности, выраженная социальными, экономическими или политическими проблемами общества. Это деятельность, затрагивающая не только вопросы безопасности государства, но и всего общества в целом, кроме того, влияющая на взаимоотношения в политической, экономической и социальной сфере сопряженных стран.
Посредством террористической деятельности дестабилизируется обстановка в стране во многих сферах производства, так как постоянная угроза в лице терроризма приводит к ослаблению экономики государства, понижению социального уровня, а также к нарастающему недовольству населения, что может выражаться в антигосударственных или революционных настроениях. Именно поэтому терроризм и террористическая деятельность является большой проблемой для всего общества и несет прямую угрозу национальной безопасности государства.
Вред, исходящий от терроризма и террористической деятельности, имеет значение глобального масштаба и это стало проблемой международного характера, но зачастую не до конца и не полностью осознается мировым сообществом. И, к сожалению, определённые страны не только не принимают данную проблему всерьёз, отказываясь решать её в едином и совместном ключе, но и используют терроризм как инструмент влияния в своих политических целях, иногда и прямо участвуя в поддержке террористической деятельности, так как это является удобным инструментом влияния на государственную политику той или иной страны.
Среди причин возникновения терроризма можно выделить следующие: дестабилизация общественно-политической ситуации, высокий уровень криминогенной обстановки и преступности, ухудшение социально-экономических условий проживания, коррумпированность власти. Однако наиболее опасную свою форму терроризм принимает, руководствуясь крайней идеологической основой. В этом случае терроризм перестаёт быть сугубо политической проблемой, а становится проблемой идеологического характера, так как находит отражение среди определённой части населения, близкой к данным идеологическим принципам.
Особую специфику решения проблемы в данном случае принимает тот факт, что терроризм и террористическая деятельность для этой части населения уже не считаются преступлениями, что выглядит наиболее противоестественным для человеческой природы. И это является наихудшим вредом, который приносит терроризм, так как, когда террористическая идеология становится частью идеологической культуры общества, превращаясь в отдельную субкультуру, бороться с этим нужно принципиально иными методами, главным из которых является развитие правильной идеологии в обществе. С идеологией можно бороться только посредством самой идеологии.
Идеологией же терроризма является идеология крайностей – экстремизм. Экстремизм – это приверженность крайним взглядам, идеям и действиям.
Терроризм не обязательно может быть основан на идеологических взглядах, он может преследовать сугубо материальные или политические цели. Но в большинстве своём террористическая деятельность формируется именно на идеологической основе, которая выражается в национальных или религиозных убеждениях. Этому придаёт своё значение ещё и то, что религия представляет собой более универсальную модель социального сплочения и равенства, чем национальная принадлежность. Кроме того, религия имеет сильную духовно-нравственную составляющую, основа которой принимается всеми людьми и посредством которой могут привлекаться люди. К тому же, если посмотреть на тенденции национального экстремизма и сепаратизма, то зачастую они приобретают религиозную составляющую, а иногда даже полностью заменяются ею. Это неудивительно, так как религиозные убеждения не имеют чёткой привязанности к той или иной национальности и поэтому могут приниматься разными народами.
Современная проблема терроризма – как на государственном, так и на международном уровне – представляет собой экстремизм, имеющий контекст, исходящий из крайних религиозных убеждений. Основа религиозного экстремизма привязывается к определённым фундаментальным принципам религиозных учений, в корне неправильно выраженных, что по сути своей как раз-таки и противоречит исходным религиозным принципам. Нужно заметить, что данные взгляды формируются не сразу, а поэтапно. Та или иная религиозная община, обусловленная социально-экономическими проблемами своего места проживания или определённым политическим режимом, находит отражение своих желаний и стремлений в неких принципах религиозного учения, той религии, которая близка их культуре и традициям. Это даёт представителям данного сообщества мыслить более свободно, переходя устоявшиеся границы общественного мнения, что приводит к форме общественного мышления, которое принято называть инакомыслием.
В свою очередь инакомыслие, усугубляемое данными социально-политическими причинами, приобретает свою крайнюю форму – фанатизм. Фанатизм – это слепое следование тем или иным взглядам и убеждениям, доведённое до крайности и не признающее иные взгляды и убеждения, отличные от данных. Взгляды фанатичных приверженцев в подавляющем большинстве своём переходят в более радикальные свои формы, часто нарушающие нормы, установленные не только моральными принципами, но и законодательством, что может уже приводить к административной или уголовной ответственности. В таком случае фанатизм, проявляя себя в радикальной форме, приобретает экстремистскую сущность, становится экстремизмом. Завершающей формой экстремизма является терроризм, который представляет собой практическое исполнение радикальных форм экстремистских убеждений, выражающиеся в насильственных действиях против гражданского населения, проявляющиеся в тяжких и особо тяжких видах преступлений.
Исходя из этого, проблема современного терроризма напрямую связана с наличием идеологической религиозной составляющей и, не разобравшись с основами религиозных убеждений, данную проблему полностью решить невозможно, ведь, как уже было сказано, с идеологией нужно бороться посредством самой идеологии.
Поняв сущность идеологического экстремизма, можно решить проблему самого терроризма и искоренить её полностью. В данном случае, в качестве идеологического экстремизма представляется религиозный экстремизм, выраженный в форме исламской религиозности, так как в современное время наиболее опасные формы террористической деятельности исходят от представителей, руководствующихся именно исламской социально-культурной общностью, выступающих под исламскими лозунгами, использующих исламскую терминологию, то есть внешне представляющих религию ислам и позиционирующих себя как мусульмане. Здесь нужно сразу пояснить, что религия ислам, естественно, не имеет ничего общего с данными действиями, а наоборот, противоречит им. Однако, чтобы искоренить ложные представления об исламской религии, необходимо опровергать эти действия на ясных доводах и доказательных основах со стороны самой религии ислам. Исходя из этого, и должна быть построена новая концепция противодействия терроризму и экстремизму, где, помимо традиционно зарекомендовавших себя эффективных методов борьбы, будут также наличие и развитие правильной идеологии и идеологической культуры среди мусульманского населения.
Исламское общество в своей идеологической основе имеет три направления: две крайности – чрезмерность и упущение и одна умеренность – срединность. Чрезмерность – это изоляция, когда мусульмане живут в изоляции, полностью или частично изолируя себя от общества; упущение – это ассимиляция, когда мусульмане растворяются в обществе и утрачивают свои отличительные особенности и ценности; срединность же – это интеграция, при которой мусульмане сохраняют свои отличительные особенности и ценности, права и обязанности, при этом перенимая у других их достоинства и положительные стороны. Изоляция и ассимиляция, являющиеся крайностями, противоречат самой исламской религии, так как ислам категорически не приемлет крайностей с обеих сторон, будь то в убеждениях или в практических действиях. Срединность же является единственно правильной формой идеологической позиции мусульманина. Срединность представляет собой убеждения и образ жизни мусульманина, не противоречащие исламским обрядам и, в то же время, вписывающиеся в общественную жизнь государства.
Понимание срединности сегодня особенно важно для мусульман и мусульманских общин, проживающих в светских странах, так как современное научное наследие исламского мира, включающее вопросы взаимоотношений в обществе и с государством, относится к традиционно исламским странам, а это преимущественно арабские страны. Что касается духовных общин и религиозных организаций, представляющих интересы мусульман в светских странах, то они, как правило, опираются на знания исламских богословов далёкого прошлого, которые описывали различные положения и ситуации, происходящие в социальной жизни именно исламского государства. Принимая это во внимание, необходимо взять за основу ту методологию исламской религии, которая относится к современным реалиям и быту мусульман, проживающих в неисламском, светском государстве.
Эта методология основана на принципе «золотой середины» – понимании срединности и умеренности между крайностями с обеих сторон. Посредством данной методологии решаются все насущные вопросы мусульман, касающиеся как религиозной практики, так и бытовой жизни в обществе. Методология исламской религии в отношении мусульман, являющихся гражданами светского государства, представляет собой религиозное правоведение, регламентирующее исламский образ жизни в светском обществе, с его законами и порядками. Опираясь на понимание данной методологии, мусульмане, проживающие в светских странах, являются полноправной частью данного общества и государства, и поэтому должны свободно жить внутри существующей общественной системы, участвовать в политической, экономической и социальной жизни данного общества, добросовестно следовать закону данного государства, при этом соблюдая все основы и постулаты исламской религии.
Таким образом мусульмане, проживающие в светских странах, не должны изолироваться от общества, живя в своей определённой жизненной среде, отвергая имеющиеся общественные нормы и правила, но также и не должны ассимилироваться, растворяясь в обществе, принимая неисламские взгляды и убеждения. Мусульмане, проживающие в светском государстве, не отличаются от других граждан данного общества в обыденном понимании вещей и бытовых делах, и в то же время имеют свою религиозную идентичность, определяющую их образ жизни и мировоззрение. Это и есть понимание срединности, интеграционной модели проживания в обществе – то, что и требует религия ислам. Исходя из этого, становится ясным отличие между естественными основами и ценностями, имеющиеся в жизни каждого человека и религиозными вопросами и положениями, определяющие конфессиональную принадлежность индивидуально каждого.
Исламская религия также определяет правильное понимание признания и следования власти для мусульман, проживающих в светских странах. В правовых вопросах общественной жизни мусульмане признают закон и следуют официальной власти того государства, в котором они проживают. В религиозных вопросах общественного характера мусульмане следуют официальным органам власти или духовным организациям, занимающимися религиозной деятельностью и имеющие законную юридическую силу. В индивидуальных религиозных вопросах каждый мусульманин придерживается учений исламских богословов, достигших высокого уровня знаний в исламской религии, или принятым нормам в исламской среде.
Что касается взаимоотношений между представителями других религий и конфессий, а также гражданско-правовых отношений в обществе, то исламская религия регламентирует правила взаимных отношений в рамках совместного проживания в одном обществе, что узаконивает равные права всех граждан данного государства, независимо от их социальной, культурной или религиозной принадлежности. Таким образом правильное понимание исламского образа жизни в светских странах даёт мусульманам ясное руководство принципов взаимоотношений в обществе и государстве.
Методология исламской религии, направленная на понимание исламского образа жизни в светском государстве, выражается в развитии специального культурно-идеологического образования мусульманина, формирующего правильное мировоззрение и образ жизни, что является также одним из направлений профилактической работы в области противодействия терроризму и экстремизму. Что касается остальных положений профилактической деятельности, то они относятся к общему развитию социальной культуры и благосостояния населения, среди которых воспитание и образование, трудоустройство населения и занятость полезной деятельностью, соблюдение законности и правопорядка. Все эти положения нуждаются в подробном рассмотрении совместно с органами государственной власти и общественными организациями для развития практической деятельности. Однако наиболее важным из них является наличие именно культурно-идеологического воспитания и образования, так как без необходимого изучения данного принципа все остальные направления не смогут работать в полной мере, либо же могут привести к обратному эффекту, что уже ранее наблюдалось на практике.
Культурно-идеологическое воспитание и образование мусульман основывается на исламских научных дисциплинах, таких как нормы и правила проживания мусульман в светских странах, правила межрелигиозных и внутриконфессиональных отношений, правила поведения в смутное время, правила понимания современных вопросов, правила ведения призыва и общественной деятельности и регламентирует целый комплекс принципов взаимоотношений в обществе, среди которых:
– межконфессиональные отношения, регулирующие взаимопонимание и взаимодействие представителей различных религий и конфессий, соблюдение законных прав и свобод и отсутствие проявлений крайностей и фанатизма;
– отношения с религиозными организациями, регулирующие общественную религиозную деятельность среди населения;
– гражданско-правовые отношения, регулирующие взаимодействие граждан в общечеловеческих основах и ценностях и соблюдение прав и свобод человека;
– отношения с государственной властью и государством в целом, регулирующие развитие патриотического воспитания, законности и правопорядка и направленные на защиту, укрепление и развитие государства во всех его сферах.
Каждый из этих принципов взаимоотношений требует объёмного и глубокого анализа для изучения и практического исполнения в бытовой и общественной жизни мусульман, принимая во внимание современные реалии. Поэтому необходимо возвращаться к трудам и исследованиям исламских учёных и богословов, достигших высокого уровня знаний как в самих исламских науках, так и в светских науках, таких как социология и культура, экономика и право, политология и международные отношения. Знание этих вопросов даст мусульманам понимание правильного мировоззрения и образа жизни в светском обществе и государстве, что является наиболее актуальным сегодня.
Данная методология относится непосредственно к представителям исламской религии – к мусульманам. Что касается представителей иных религий и конфессий, то им необходимо исходить из своих верований и учений и находить им подтверждения в своих трудах, касающихся взаимоотношений с другими конфессиями. Однако общие принципы совместного проживания и сосуществования представителей различных религиозных и конфессиональных общин являются единогласно признанными мировыми традиционными религиями. Все они сводятся к двум общим основам человеческих взаимоотношений – это гражданские отношения, касающиеся бытовой жизни человека, и правовые отношения, находящиеся исключительно в ведении государства.
Решение проблемы идеологии экстремизма и терроризма заключается в её идеологической основе. И для искоренения идеологии как первопричины экстремизма и терроризма является важным развитие в обществе правильного мировоззрения и образа жизни населения, отвечающие естественным основам и ценностям человека. Поэтому всем гражданам нашего общества, независимо от их социальной, культурной и религиозной принадлежности, необходимо осознать всю серьёзность данной проблемы и решать её совместно, в соответствии с реальными причинами её возникновения.
Материал издания «РИА Дагестан»