Одной из основных задач любого государства является социальная политика, направленная на достижение материального благополучия своих граждан. Особенно, это касается нетрудоспособной части населения страны, к которым в том числе относятся пенсионеры.
Перед государством сегодня стоит задача развития пенсионной системы, которая ощутимо повысит уровень жизни граждан.
В настоящее время для России реформа пенсионной системы особенно актуальна по многим причинам, который носят объективный характер.
Во-первых, это острый дефицит бюджета пенсионного фонда России.
Во-вторых, повышение средней продолжительности жизни в России.
В-третьих, общемировая тенденция повышения пенсионного возраста.
В-четвертых, это большая нагрузка на экономически активное население (трудоустроенное население) на содержание неработающих пенсионеров. Это связано с тем, что разрыв между трудоустроенными гражданами и неработающими пенсионерами растет, что оказывает негативное воздействие на бюджет.
В настоящее время в среднем на одного пенсионера приходится 1,3 работающих гражданина, что к началу 2030-х годов и вовсе изменится 1:1. Тогда как раньше это соотношение было 1:4, т.е. 4 работающих граждан приходилось на одного неработающего пенсионера. Однако из-за «демографической ямы», которая началась с 90-х годов начала снижаться. Но минимальное соотношение, при котором система может работать — это 1:2. Только тогда возможно обеспечить неработающих пенсионеров достойными пенсиями.
Вместе с тем одним только повышением пенсионного возраста не решить все проблемы дефицита пенсий. Кроме плавного повышения пенсионного возраста, которое планируется Правительство РФ в случае принятия данного закона, необходимо реформировать всю пенсионную систему, т.е. необходимо искать другие источники повышения бюджета пенсионного фонда.
Необходимо отметить, что нужно найти такое сочетание – повышения пенсионного возраста, развития рынка труда, повышения уровня доходов граждан и других факторов, которое оказало бы только позитивное воздействие на экономику страны.
Чтобы с повышением пенсионного возраста, одновременно повышался уровень доходов работающих граждан, создавались благоприятные условия на рынке труда, создавали рабочие места и т.д.
В целом хочется сказать, что необходимы изменения во всем пенсионном законодательстве РФ с учетом социальной и экономической целесообразности. Такие изменения происходят не только в России, но и в большинстве стран мира, включая и развитые в социальном и экономическом отношениях страны, которые находятся в состоянии реформирования своих социальных институтов, в том числе пенсионных систем.
Авторитетные эксперты, участвующие в создании законопроекта, уже высказываются, что рассматриваются варианты изменения некоторых аспектов по каким-либо срокам, предельному возрасту.
Государственная власть однозначно вместе с гражданами должно нести обоюдную ответственность за наших пенсионеров и их достойную старость.
Автор: Султанов Гарун Султанахмедович, Зам.декана Экономического факультета ДГУ, к.э.н, доцент кафедры «Аудит и экономический анализ» ДГУ.