Главная страница » Исламский образ жизни в светском государстве

Исламский образ жизни в светском государстве

Автор Забит Моллаев

Сегодня мусульмане, проживающие в светских странах и немусульманском обществе, для сохранения своей религиозной идентичности нуждаются в получении правовых ответов с позиций фикха (исламского права) на встающие перед ними вопросы и проблемы.

Другими словами, мусульмане нуждаются в таком фикхе, который относится непосредственно к ним и разъясняет именно их положение в современное время. Однако сегодня ни прежнее правовое наследие, разработанное великими исламскими учеными и имамами прошлых эпох, создававшееся преимущественно во времена исламского халифата, ни правовые решения, предлагаемые многими современными мусульманскими учеными, проживающие в традиционно исламских странах, не дают нужных ответов на многие актуальные вопросы. Это происходит по той причине, что и прежние исламские правовые школы, и современные ученые из мусульманских стран не учитывают специфику того положения, в котором проживают мусульмане в окружении немусульманского большинства, либо же не раскрывают их полностью и подробно. Их ответы истинны по содержанию, но по форме они относятся к другому социально-политическому контексту жизни мусульман. Сегодня же нужна новая форма правовой практики, дающая необходимый ответ в современных обстоятельствах.

Поэтому сегодня в исламском мире активно развиваются подходы к данной проблеме, основы которых восходят к мекканскому периоду, для которого была характерна фундаментальная ориентированность мусульман на сохранение и укрепление собственной веры и идентичности перед лицом неисламского общества. И если уже сформировавшийся мединский период отражает логику мусульманской общины, установившей собственное полноценное государство, то мекканский период отражает логику мусульманской общины, являвшейся религиозным меньшинством в немусульманском окружении. Именно поэтому ориентация на принципы мекканского периода свойственна современным ученым в данном вопросе. Однако, так как в тот период правовые вопросы не были настолько тщательно проработаны, как это было сделано в мединский и последующие периоды, у ученых и возникло понимание того, что мусульмане, проживающие в качестве меньшинства в неисламском мире, нуждаются в разработке отдельного направления фикха. Такого направления исламского права, которое бы определяло всю специфику их существования в неисламском государстве, в окружении немусульманского общества, живя по неисламским законам, учитывая современное время и реалии.

Эта концепция фикха исходит из того, что мусульманские меньшинства, проживающие в светских странах, нуждаются в особых, новых правовых подходах для решения своих специфических религиозных потребностей, которые отличаются от нужд мусульман, проживающих в традиционно исламских странах. Особенность же данного фикха состоит в том, что он имеет дело с повседневной социальной, экономической, политической, правовой и культурной практикой миллионов мусульман, живущих в условиях светского, а не исламского закона. Данное направление фикха получило название «фикх уль-акалият», или «фикх проживания мусульман в светских странах, будучи в меньшинстве»[1].

Фикх уль-акалият – это религиозное правоведение, регламентирующее исламский образ жизни в светском государстве. Иными словами, это руководство для мусульман в светском обществе. Это осознание и правильное понимание соотношения общего исламского права со специфическими условиями отдельного сообщества. Фикх уль-акалият гласит, что мусульмане, проживающие в светских странах, являются полноправной частью данного общества и государства и поэтому должны свободно жить внутри существующей общественной системы, участвовать в политической, экономической и социальной жизни данного общества, добросовестно следовать закону данной страны и при этом соблюдать все основы и постулаты исламской религии. Поэтому факих, разбирающий данное направление фикха, должен иметь не только глубокие познания в исламских науках, но и быть сведущим в социологии, экономике, политологии и других социальных и гуманитарных науках, которые касаются той ситуации, в отношении которой он разрабатывает правовое положение для конкретной общины.

Целью данного фикха является не изобретение нового ислама, а понимание системы методологий, указывающую применение шариатского права к определенным условиям, с учетом реального положения дел, места и времени. Необходимо также заметить, что данная концепция не является чем-то новоизобретенным в исламе. Это направление фикха по своей сути не является нововведением. Ранние книги и труды ученых по исламскому праву тоже искали ответы и выносили решения на многие задачи, характерные для мусульман, которые жили в немусульманских странах. Кроме того, в традиционных или классических исламских правовых школах, не говоря уже об отдельных фетвах ученых-муджтахидов, также имеются положения, относящиеся к специфике проживания мусульман в неисламских странах или немусульманских обществах. Имеется множество доводов, указывающих на существование данного направления исламского права в разные периоды жизни человечества, основным из которых является существование подобного фикха на некоторых территориях проживания мусульманских меньшинств, живших во времена саляфов, то есть в первые три века. Но самым главным и прямым доводом является то, что основы, принципы и механизмы этой методологии установлены еще самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует)[2] и его сподвижниками в мекканском, эфиопском и начале мединского периодов[3]. Таким образом, фикх уль-акалият – это всего лишь новый термин данного направления исламского права.

Фикх уль-акалият указывает на основные правила, необходимые для вынесения правовых заключений[4]. Это такие как:

– изменение фетв при изменении времени, места и положения общества;

– соответствие нужды на уровень необходимости;

– построение норм на облегчение и исключение затруднений;

– учитывание обычаев, традиций, законов и порядков;

– учитывание причин и смыслов в вещах и людях;

– размышления о возможных последствиях.

Основные постулаты данного фикха исходят из фундаментальных целей и принципов, имеющихся в исламе[5]. Некоторые из них это:

– создание фикха общины, регулирующего религиозную жизнь мусульман, как на индивидуальном, так и на общественном уровне;

– построение фундамента отношений с остальным населением, как данного государства, так и других стран, в социально-культурной жизни и международной политике;

– фикх уль-акалият не изобретает новые законы юриспруденции или правовые нормы. Наоборот, он предназначен для того, чтобы выделить из правил, существующих в нашем правовом и юридическом наследии, те, которые наиболее близки к существующему положению дел мусульманских меньшинств, пересмотреть их и найти возможности применить в данной ситуации;

– как и другие области фикха, данный фикх мусульманских меньшинств в основе ссылается на главные источники шариата, а именно – Коран и Сунну. В деталях же он отвечает общим принципам шариата, которые велят устранять затруднения, удовлетворять потребности, считаться с общепринятым мнением и нормами в суждениях об обрядах поклонения и бытовых делах, учитывать смену места и времени, устранять вред и приносить пользу, выбирать меньшее из двух зол – что иногда называется фикхом равновесия, принимать во внимание значительные общественные интересы, работать во благо общества и для развития государства в целом;

– в идеологической основе фикх уль-акалият строится на принципе золотой середины – «васатия» — и отвергает крайности с обеих сторон: чрезмерности и упущения.

Таким образом, фикх уль-акалият основывается на правилах и принципах, указывающих, что мусульмане, проживающие в светских странах, не должны изолироваться от общества, живя в своем определенном жизненном понимании, отвергая имеющиеся нормы и правила, но также и не должны ассимилироваться, растворяясь в обществе, принимая неисламские взгляды и убеждения. Мусульмане, проживающие в светском государстве, не отличаются от других граждан данного общества в обыденной деятельности и бытовых вещах, и в то же время имеют свою религиозную идентичность, определяющую их образ жизни и мировоззрение. Поэтому становится ясным разница между естественными вещами и обстоятельствами, происходящими в бытовой жизни каждого человека, и религиозными вопросами и положениями, определяющие конфессиональную принадлежность каждого индивидуально.

Также фикх уль-акалият регламентирует совместное проживание и сосуществование различных религиозных конфессий и течений в одном обществе в рамках данного государства, исходя из которого указывается, что представители каждой религии и конфессии, как и любой гражданин данной страны, имеют равные права перед обществом и государством.

Кроме того, фикх уль-акалият дает мусульманам правильное понимание следования и признания власти и правителя в неисламских странах. Это понимание включает в себя вопросы подчинения власти и имеет три направления:

– в вопросах бытового и правового характера мусульмане следуют закону и государственным институтам власти той страны, в которой проживают;

– в религиозных вопросах общественного характера мусульмане следуют официальным религиозным организациям, являющимися центром консолидации мусульман, которые ведут общественную религиозную деятельность и имеют законную юридическую силу;

– в религиозных вопросах индивидуального характера мусульмане следуют большим исламским ученым, достигшим уровня иджтихада или имеющимся правовым школам[6].

Это и есть интеграционная модель проживания в обществе – то, что и требует фикх уль-акалият, который дает мусульманам правильное понимание целого комплекса принципов взаимоотношений и проживания в светском обществе и государстве, которое выражается в следующем:

– межконфессиональные отношения, регламентирующие взаимопонимание и взаимодействие представителей разных религий и конфессий, исключая крайности и фанатизм и соблюдая законные права друг друга;

– отношения с религиозными организациями, регламентирующие общественную религиозную деятельность и обряды общины мусульман;

– гражданско-правовые отношения, развивающие совместную деятельность и взаимодействие в общечеловеческих нормах и ценностях, а также соблюдение прав и свобод человека;

– отношения с государственной властью и государством в целом, развивающие принципы государственного единства, патриотическое воспитание, соблюдение законности, справедливости и правопорядка, а также защиту, укрепление и развитие государства во всех его сферах деятельности.

Разумеется, данная концепция фикха не может быть полностью разъяснена и описана только по некоторым целям, принципам и правилам. Фикх уль-акалият – это очень глубокое по своему анализу и механизму и объемное по своим возможностям и развитию направление исламского фикха, которое тщательно изучается исламскими учеными и подробно выражено в их трудах.

Э. С. Муслимов, министр по национальной политике и делам религий Дагестана

М. Н. Загиров, сотрудник отдела анализа противодействия идеологии экстремизма и терроризма миннаца

[1] Р. Курбанов. «Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское право в современном немусульманском мире».

[2] С. Мубаракфури. «Жизнь Пророка».

[3] А. Саляби. «Жизнеописание Пророка. Изложение событий и их анализ». Также на это указывают хадис Муаза и Мединская конституция.

[4] А. Байя. «Вусият уль-фатва ва фикх уль-акалият».

[5] А. Байя. «Вусият уль-фатва ва фикх уль-акалият».

[6] А. Байя. «Вусият уль-фатва ва фикх уль-акалият».

Источник материала: Молодежь Дагестана.

Исламский образ жизни в светском государстве