В последнее время в общественности и социальных сетях поднимается вопрос о роли Имама Шамиля в истории Дагестана, Кавказа, России. Часть молодежи ринулась в книжные магазины республики за книгами о великом Имаме для того, чтобы понять: кто такой Имам Шамиль и какую роль он сыграл для народов Дагестана? В нашей статье пойдет речь не о конкретной личности, а о всех народах Дагестана и о сложном историческом пути, которым им пришлось пройти до создания единой крепкой семьи дагестанского народа.
Действительно, если взглянуть в прошлое, то мы поймем, что страницы истории Дагестана изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. В нашей статье мы остановимся лишь на 5 таких ярких страницах:
– борьба народов Дагестана против монголо-татарского ига;
– борьба народов Дагестана против персидского завоевателя Тамерлана;
– разгром армии «Грозы Вселенной»;
– вклад дагестанцев в победу в ВОВ;
– разгром террористических бандформирований в 1999 году в Дагестане.
Одним из первых отрядов, вторгшихся в Дагестан, была армия монголо-татар, которые огнем и мечом прошлись по многим городам Китайской империи, разрушая целостность территории, архитектурный облик городов и уничтожая население.
Воины Чингисхана, покорившие Китай, государства Средней Азии, Иран и Древнюю Русь в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя вторглись в Дагестан. В этот период Дагестан был ослаблен междоусобицей и, несмотря на это, Дербент был взят после длительной осады только в результате предательства, но сам город монголы разрушить побоялись. После Дербента полчища монголо-татар подошли к старинному Агульскому селению Рича, который обороняли 25 дней. Несмотря на кратное превосходство сил монголов, армия дагестанцев сражалась до последнего, но все же позиции свои сдала. Рича был разрушен, а все живое население было истреблено. Монголо-татары ликовали, однако долго праздновать победу не пришлось: после неудавшейся попытки в 1240 году покорить Кумух монголы вынуждены были оставить Дагестан.
В начале XIV века монголы еще оказывали определенное влияние на политическую обстановку на Северном Кавказе. Но постепенно могущество монгольских государств приходило в упадок. В середине XIV века в Средней Азии складывается новое могущественное государство, возглавляемое Тамерланом.
Весной 1395 года Тимур переходит границу Южного Дагестана, проходит в Дербент и вторгается в Кайтаг. Население Кайтага оказало Тимуру ожесточенное сопротивление и за это подверглось жестокой расправе. Аулы Кайтага были разрушены. Покорив южную часть Дагестана, Тимур приступил к целенаправленному завоеванию народов Дагестана. Возвращаясь из Рязани, его войска вторглись в земли кумыков, обитавших между Тереком и Сулаком, и разорили их.
После этого Тимур разорил ряд населенных пунктов. Сохранилось предание, как он захватил село Кадар, применив прием, напоминающий действия греческих войск при захвате Трои. Тимур сделал вид, что отводит свои войска, и оставил сундук с дарами, якобы за храбрость местных жителей. В сундуке были спрятаны воины, которые перебили стражу и открыли ворота. Так, действуя хитростью, Тимур взял Кадар.
Жестоким было завоевание села Акуша. Местные жители сражались с большим упорством, но устоять не смогли. Здесь, как нигде, проявился интернационализм дагестанских народов. На помощь акушинцам пришли отряды из Казикумуха и Аварии. Правитель Казикумуха погиб на поле брани. Сломив сопротивление акушинцев и их союзников, Тимур двинулся на завоевание даргинских, аварских, лакских территорий. Народная память сохранила в эпосе о замечательной воительнице Парту-Патиме события, связанные с пребыванием Тимура в Дагестане.
Данный эпос интересен не только как замечательный памятник устного народного творчества, но и как ценный исторический материал, свидетельствующий о героизме дагестанцев и упорном сопротивлении, которое встретил в горах Дагестана жестокий завоеватель. Походы Тимура не являлись такими длительными, как завоевания арабов или монголов. Но при этом они были очень жестокими и сопровождались значительными человеческими жертвами, разрушением целых районов, особенно тех, что оказывали ему наиболее ожесточенное сопротивление.
В конце XVIII перед Дагестаном встала новая угроза – вторжение Надир-шаха, который получил прозвище «Гроза Вселенной».
За многовековую историю народы Прикаспия подвергались многочисленным нашествиям иноземных завоевателей. В новое время Северо-Восточный Кавказ в течение трех веков оставался яблоком раздора между тремя крупными державами: Россией, Турцией и Ираном.
Весной 1741г. Надир-шах во главе стотысячной, хорошо вооруженной и снаряженной армии двинулся на Кавказ. Согласно стратегическим планам, войска кизилбашей должны были двинуться к намеченной цели двумя колоннами. Одна из них под командованием Лютф-али-хана, Гайдар-бека и Фет-али-хана должна была из Дербента, через Кайтаг и шамхальство Тарковское двинуться на столицу Мехтулинского ханства – Дженгутай. Другая, более значительная колонна под командованием самого шаха, – по уже известному пути из Кабалы через Шах-Даг, в направлении Кази-Кумуха и далее в Хунзах – резиденцию аварского хана, где обе группировки должны были встретиться и завершить покорение Дагестана.
Шах намеревался, не повторяя прошлые свои ошибки, сжать дагестанцев с двух сторон клещами и одним ударом разрешить стоящую перед ним задачу. Однако первые же встречи с горцами показали, что они полны решимости защищать свою независимость и свободу.
Одолевая сопротивление разрозненных сил горцев, во главе многотысячного войска Надир-шах из Кумуха двинулся в Андалал. Дойдя до границ Андалала, шах разделил свое войско на несколько отрядов. Наиболее надежные опорные силы шаха (ставка, гвардия, личная охрана) расположились на склоне горы Турчи-даг. В этот период среди дагестанцев росло сознание преимущества согласованных и объединенных усилий. Особенно это стало заметно тогда, когда дагестанцы очутились перед смертельной опасностью. Наблюдались случаи, когда ранее враждовавшие общества, отбросив свои распри, заключали договоры и спешили в Андалал.
Яркую картину единения дагестанских народов накануне этой битвы передают народные сказания «Как родники в низовьях превращаются в реки, как из ливня получается бурный поток, – говорится в лакском эпосе, – дагестанцы различных районов от злости к врагу, от кипучей мести в груди разлились потоком. Они клялись биться за родную землю до последней капли крови, не повернув спины к врагу, если даже реки начнут течь вверх. Либо смерть, либо победа, – решили питомцы гор». Все они понимали, что наступил решительный час для отпора врагу. «Кто сегодня ослабеет, да сгорит в нем мужчина. О слабо сражающемся да восплачет жена», – говорили горцы друг другу.
Местом главного сражения с врагом, отвечающим стратегическим замыслам горцев – лишить шаха возможности маневрировать крупными силами кавалерии и пехоты, была определена наклонная плоскость «Хициб».
Используя природные условия родной земли, дагестанцы уничтожали врагов повсюду, захватывали в плен, обращали в бегство. Воины шаха встречали смерть на каждом шагу.
Решающее сражение на территории Андалала продолжалось пять дней и завершилось победой дагестанцев.
Таким образом, несмотря на колоссальные усилия, и этот поход Надир-шаха в Дагестан окончился провалом. Победить «Грозу Вселенной» дагестанскому народу удалось лишь объединившись.
Образец сплоченности и единства народов Дагестана был проявлен в 1999 году, когда на территорию Дагестана вторглись банды международных террористических бандформирований. Террористы надеялись, что население поддержит их. Однако Дагестан отверг идею отделения от Российской Федерации и отказался поддержать национальных сепаратистов, оказав им вооруженный отпор. Народы Дагестана на практике продемонстрировали стремление сохранить мир и согласие в республике, и нежелание выхода из состава Российской Федерации, нарушая ее государственную целостность.
Совсем недавно мы отпраздновали 20-летие разгрома международных террористических бандформирований, вторгшихся в Дагестан в 1999 году.
Государство высоко оценило подвиг дагестанцев в событиях 1999 года в Ботлихском и Новолакском районах. Семь человек получили высшую награду Российской Федерации – Герой России, пять из которых посмертно.
В этом году по инициативе руководства Республики Дагестан вручены памятные медали «20 лет разгрома международных бандформирований», которые получат участники событий 20-летней давности. В те трагические дни Дагестан, а вместе с ним и вся страна, сдавали экзамен на мужество и верность своему отечеству. Невозможно и представить, к каким необратимым и трагическим последствиям могло привести отделение Дагестана от Российской Федерации.
Фактически наступил час откровения. Не только пострадавшие жители Ботлихского, Цумадинского и Новолакского районов, но и все жители республики решительно заявили, что Дагестан был и останется в составе Российской Федерации. Они сделали свой выбор: навеки оставаться с Россией.
Дагестанцы снова проявили свой героический и свободолюбивый характер в годы Великой Отечественной войны: более 50 дагестанцев стали Героями Советского Союза, тысячи награждены орденами, более 150 тысяч – медалями. «Послевоенное развитие в республике шло также очень интенсивными темпами. Однако в 50-60 годах из-за политических перекосов того периода началось переселение горцев на равнину. И хотя этот процесс оправдывался лучшими условиями жизни и работы на равнине, в результате оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные традиции и обычаи.
Дагестанцы, у которых принято почитать старших, а ругать мертвых считается кощунством, с благодарностью и теплотой вспоминают советский период истории республики. И, прежде всего, из-за мира, царившего в то время на Кавказе. Поэтому наш народ, знающий, что такое война не понаслышке, сумел сохранить мир в самом многонациональном регионе.
Ни в коем случае невозможно согласиться с теми, кто рассматривает Дагестан как территорию с множеством разнохарактерных политических структур, постоянно боровшихся друг с другом. Ни в коей мере нельзя соглашаться и с теми, кто возводит в абсолют феодальные раздоры и междоусобицы. Дагестанские народы никогда не воевали друг с другом. Они жили мирно, поддерживали крепкие экономические, политические и культурные связи, ставшие показателем стабильности и дальнейшего социально-экономического развития Дагестана.
Автор Идрис Магомедов