Главная страница » «Дагестанский форт Боярд» лишился смотровой башни

«Дагестанский форт Боярд» лишился смотровой башни

Автор Эльмира Гусейнова

В Каспийске в ночь на 16 апреля обрушилась смотровая башня 8-го цеха завода «Дагдизель», известного как «Дагестанский Форт Боярд».

Согласно ряду источников, причиной обрушения стали неблагоприятные погодные условия — сильные проливные дожди и ветры, наблюдавшиеся в регионе в последние несколько дней.

Строительство смотровой башни 8-го цеха завода «Дагдизель» в Каспийске началось в 1934 году, когда началось возведение самого цеха. В эксплуатацию он был сдан уже в 1939 году.

Башня в открытом море – мера военной необходимости

Смотровая башня 8-го цеха завода «Дагдизель» была построена как часть уникального сооружения — пристрелочной станции для испытания морского оружия, в основном торпед.

Завод «Дагдизель» производил парогазовые торпеды, которые требовали проверки и пристрелки в условиях открытого моря. Для этого была необходима специальная испытательная станция, расположенная в незамерзающей части Каспийского моря с подходящими глубинами и гидрологией.

Выбор места пал на Каспийск в том числе и потому, что он находился дальше от государственных границ (в отличие от Баку и других прибрежных городов), был удобен с точки зрения коммуникаций и климатических условий.

Из-за отсутствия подходящих природных островов вблизи Каспийска, было решено построить «искусственный остров» с бетонным основанием, на котором возводился цех с жилыми и производственными помещениями, а также смотровой башней для наблюдения и контроля испытаний торпед. Смотровая башня обеспечивала обзор морской обстановки и контроль за ходом испытаний, а также служила символом и визитной карточкой цеха.

Таким образом, строительство 8-го цеха и его смотровой башни было обусловлено стратегической необходимостью создания современной испытательной базы для морского оружия в условиях Каспийского моря.

Цех на волнах Каспия. Уникальность – в сложности технических задач.

Строительство смотровой башни 8-го цеха завода «Дагдизель» в Каспийске было связано с высокой сложностью технических и инженерных задач. Для 30-х годов это и вовсе дело сверхамбициозное и экстремальное.

Экстремальность, в чем несложно догадаться, заключалось в том, что сооружение располагалось на искусственном острове, который требовал создания надежной подводной базы — бетонного основания высотой 14 метров и толщиной стен 1,5 метра, залитого в море в условиях мутной воды и непрекращающихся сильных течений.

В этих целях вырыли гигантский котлован, залили массивное основание, затем, с помощью буксиров и специальных технологий подняли его на поверхность и установили на подготовленную «подушку» из камней, что требовало точности и особых инженерных решений.

Сильные штормы и помутнение воды мешали водолазным работам, что задерживало строительство и монтаж конструкций. По этой причине на все работы ушло порядка четырех лет.

При возведении сооружения, включая смотровую башню, использовались сложные технологии, чтобы обеспечить устойчивость и долговечность конструкции в условиях морской среды

Внутри возвышающейся башни был возведен лифт для подъема на верхние этажи, а также помещения для работы и отдыха персонала, включая столовую, гостиницу и библиотеку. В здании были благоустроенные комнаты для ночёвки, столовая, общежитие для рабочих, спортзал и библиотека. Одновременно здесь могли жить и работать до 60 человек. Еще одна уникальность – электростанция – она на острове была своя, которая обеспечивала башню полностью. На случай долгой непогоды по дну моря был проложен силовой кабель, подававший на остров электроэнергию.

Почему предприятие решили закрыть?

Технологии не стояли на месте, и в конце 1950-х годов, спустя 15 лет с момента открытия 8-го цеха производимые «Дагдизелем» торпеды стали глубоководными, что сделало невозможным их испытания на существовавшей станции. Дальнейшая ее эксплуатация потеряла актуальность.

Цех был закрыт в апреле 1966 года в связи с изменениями требований к производимой продукции. Объект списали с заводского баланса, а оборудование демонтировали. Хотя сам цех перестал использоваться для испытаний торпед, в течение десяти лет он пустовал под охраной, пока не был окончательно закрыт в 1976 году.

Но об уникальном объекте вновь вспомнили.

Благодаря повышающемуся интересу к региону и развитию туристической привлекательности, и правильному географическому расположению объекта на берегу (на виду у всех) Каспийского моря, количество интересующихся смотровой башней и ее историей из года в год стремительно росло.

К цеху начали возить туристов экскурсиями, а сам объект, как и экраноплан «Лунь», стали все чаще включать в обязательные места для посещения.

Уникальность конструкции и масштабность проекта делали его привлекательным для особых ценителей истории, кому небезразличны промышленные, архитектурные и инженерные достижениями прошлого.

Смотровая башня и цех «Дагдизель» стали символом Каспийска, часто называемым «Дагестанским Форт Боярд» из-за своей внушительной и загадочной архитектуры.

Хочется верить, что остаток предприятия все же удастся спасти, или, что лучше, реконструировать, а приезжие не лишатся возможности его посещать.

Источник фото: Яндекс картинки