Мероприятия, приуроченные к 25-летию разгрома бандформирований в Дагестане, актуализируют ряд ключевых вопросов духовной и политической жизни Дагестана и России. Одним из таких стал вопрос трансформации угроз терроризма в Дагестане и поиск адекватных ответов.
Стоит вопрос обновления концепции долговременного сохранения мира и стабильности на Кавказе и России. Одним из первых о выработке новой стратегии заявил член Экспертного совета при Антитеррористической комиссии РД, председатель Дагестанского отделения Российского философского общества, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естествознания, зав. кафедрой онтологии и теории познания ДГУ Мустафа Билалов.
«Выработка такой стратегической линии неизбежна и необходима в свете событий, развернувшихся в мире после 24 февраля 2022 года. Назвать их начальной причиной необходимости новой идеологии профилактики экстремизма и терроризма было бы неверно – глубинные причины надо искать в исторических противоречиях Запад-не Запад, резко обострившихся в последние 30 лет и вылившиеся в СВО России на Украине», — говорит ученый.
Сегодня ведущие политологи и философы страны единодушны — российская идеология имеет свою особость в концептуальной архитектонике формирующегося полицентричного мира.
«Изменился не только вектор поиска национальной идеи, обеспечивающей исторические перспективы российской цивилизации, требуют радикальной трансформации многие тактические цели и задачи российского общества. В то же время, стало очевидно: роль и место России в современном мире корректируется стратегическими векторами многополярного мироустройства, определяясь, разумеется, концептуальными основами общенациональной идеологии российской государственности и цивилизации», — отметил Билалов, подчеркивая тем самым утверждение своих коллег.
Сохранению мира и этнополитической стабильности в России и Дагестане и дальнейшей профилактики экстремизма и терроризма в стране в условиях религиозно-политической активности населения способствует «влияние ислама и его мистической разновидности, характерной для региона Северного Кавказа – суфизма, на познавательную культуру».
«Считаю это вторым по значимости мощным позитивным влиянием на духовную жизнь дагестанцев, зачастую обретающим российский резонанс. Культивирование в религиозной среде традиционного ислама без деформирующих религиозное сознание примесей, чуждых нашей истории и традиции наслоений способно сохранить единство дагестанской религиозной уммы», — считает Билалов.
Работа общественных структур во главе с Министерством по национальной политике республики и Общественной палатой Дагестана во многом способствовало спаду общественно-политической напряженности в республике и количества негативных явлений экстремистского и террористического характера. Однако трансформация угроз терроризма в Дагестане требует поиска адекватных ответов в глуби духовной жизни, внутренних и ведущих причин ее неблагополучия.
«Убежден в необходимости изменения и совершенствования религиозной политики в республике. В первую очередь, исламскому мировосприятию и мировоззрению дагестанцев нужно содержательное светское образование. Нельзя давать дипломы алимов и теологов без аттестата об окончании общеобразовательной школы! Только исподволь, шаг за шагом элементарные исторические, этические, правовые, географические, астрономические и т.п. знания в системном итоге, как переход количественных изменений в качественные (как ни банально) могут дать эффект становления личности. Как член экспертного совета ВАК по теологии я погружен и в другие проблемы исламского образования. 18 лет осуществляется подготовка философов в ДГУ, в этом году состоялся очередной выпуск 9 бакалавров, мало по малу вместе с выпуском теологов философы способны обновить духовную жизнь Дагестана. Прошли времена взаимных претензий и порой вражды между этими исторически значимыми формами мировоззрения, пора наладить тесное сотрудничество религиозного и светского образования в интересах будущего Дагестана. Его отсутствие негативно сказывается в духовной жизни общества», — заключил эксперт.