Главная страница » Записи » В Кайтагском районе прошла этноэкспедиция

В Кайтагском районе прошла этноэкспедиция

Автор Амина Алиева

Специалисты этноцентра «Кайтаги» вместе с участниками проекта «Древо жизни» проводят этноэкспедиции по селам Дагестана, входившим в Кайтагское Уцмийство, с целью сохранения национальной идентичности и любви к родному краю.

В июле экспедиция прошла по селам нижнего Кайтага: Джибахни, Карталай, Карацан и Баршамай. В ходе экспедиции была пополнена база краеведческих и этнографических материалов. Мастерицы делились секретами технологий покраски нитей и тканей и их производства.

В село Джибахни с этноэкспедицией отправилась Зубайдат Гасанова, директор этноцентра «Кайтаги» и руководитель проекта «Древо жизни». Она собрала пять материалов по фольклору и этнографии данного села: легенду о Святом Пире, информацию об изготовлении тканей, пошиве старинного «Ашмага», разведении шелкопряда и технике Кайтагской вышивки. В село Карацан вместе с ней отправились научный сотрудник Российского этнографического музея Санкт-Петербурга Евгения Гуляева, краевед и коллекционер Казим Загиров и мастер Рамазан Гасанов.

Карацан — родовое село семьи Гасановых, в нем расположены древние надгробные памятники на старом кладбище с языческими символами. Участники экспедиции нашли ценные памятники истории, которые до сих пор не изучены. Это надгробные памятники древнего Кайтага, на которых присутствуют языческие символы и узоры, как в Кайтагской вышивке.

Зубайдат Гасанова отметила, что эти камни являются свидетелями истории и священными носителями информации. Они рассказывают о том, что в прошлом кайтагцы были язычниками. Эти же символы присутствуют в Кайтагской вышивке и на надмогильных памятниках на старых кладбищах.

В ходе экспедиции в село Баршамай Джаният Гасанова встретилась с потомственной мастерицей по выращиванию шелкопряда Хадижат Магомедовой. Хадижат рассказала, что в каждом доме Кайтага выращивали шелкопряд с давних времен.

В селе Карталай участники экспедиции стали участниками древнего обряда «Кьвями дарара», когда сельчане собираются около старого кладбища и кормят всех кашей из семи злаков, а взрослые женщины рассказывают детям легенды и притчи о мудрых традициях предков.

You may also like