Главная страница » Записи » Профессор СКИ РАНХиГС о создании условий для подготовки квалифицированных кадров

Профессор СКИ РАНХиГС о создании условий для подготовки квалифицированных кадров

Автор Амина Алиева
эксперты

Экспертное мнение профессора Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фармана Кулиева.

Проблема достижения технологического суверенитета остается уже многие года актуальной темой для российской экономики, оказавшейся в условиях внешних санкций. Как показали последние годы, наибольшее отставание произошло в высокотехнологичных отраслях. Примером является микроэлектронная отрасль, оказавшаяся в сложной ситуации в связи с запретом  экспорта полупроводников из Тайваня. Поэтому решение проблемы импортонезависимости коснулось, прежде всего, микроэлектронной отрасли. Не лучше обстоят дела и в других сферах. Так по результатам исследований РАН, отрицательная динамика производства сохраняется в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Также остаются в числе аутсайдеров автомобилестроение и лесная промышленность. Отсюда вывод, что для достижения технологического суверенитета должна быть ориентация, прежде всего, на создание высокотехнологичных промышленных комплексов.

Как справедливо считают ведущие эксперты, импотрозамещающие стратегии должны быть ориентированы на создание собственных научных разработок, стимулирование производства высокотехнологичной продукции, установление взаимовыгодного сотрудничества с дружественными и нейтральными странами, а также на подготовку высокоэффективных кадров для приоритетных отраслей. Особо нужно подчеркнуть необходимость формирования соответствующего кадрового потенциала, ориентированного на работу в высокотехнологичных производствах. Об этом говорится в принятой  Концепции технологического развития до 2030 года и находит подтверждение в ранее артикулированном заявлении премьер-министра Михаила Мишустина, который особо подчеркнул, что «один из приоритетов – обеспечить отечественную экономику востребованными и, что очень важно, квалифицированными сотрудниками, в том числе со средним образованием». 

Еще ранее подобное заявление о том, что в ближайшие годы «для достижения технологического суверенитета  понадобится 1 млн новых специалистов», сделала вице-премьер Татьяна Голикова.  

В этой связи активная реализация программы «Профессионалитет» создает важную предпосылку для кадрового обеспечения технологического суверенитета, поскольку благодаря этой инициативе появляется  мощная поддержка со стороны производственных компаний, предоставляющих свою базу с самым современным оборудованием для обучения студентов.

Однако не только создание мощной материальной базы необходимо для создания благоприятных условий обучающимся. Немаловажное значение имеет создание доступности поступления в учебные заведения на востребованные инженерные профессии. Например, на программы подготовки «авиационная техника», «ракетно-космическая техника», «информационные технологии» и др. С этой целью правительство формирует квоты почти по 900 направлениям подготовки.

«На будущий учебный год принято решение увеличить число целевых мест в отношении почти половины из них», – уточнил Мишустин.

Так же будет интересно