О перспективах и проблемах развития северного морского пути рассказал профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.
Арктическое направление является одним из ключевых в российской внешней политике. Недаром принято говорить, что мы живем в век Арктики.
Арктика имеет огромное значение для будущего всего человечества. В одном из выступлений наш президент Владимир Путин сказал, что в Арктике «сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный».
Значение Севера России для экономики определяется, прежде всего, его сырьевым потенциалом. Арктика является мощным энергетическим сектором России, движущей силой развития на Крайнем Севере. На Арктику приходится более 90% добычи природного газа в России и 17% нефти.
Правительство продолжает работу над созданием инфраструктуры Северного морского пути – важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения. Правительством утвержден План развития Северного морского пути до 2035 года. План содержит более 150 мероприятий с общим объемом финансирования почти 1,8 трлн рублей.
Для России Север — гигантская стратегическая военная зона, важнейший пояс безопасности: на северных территориях расположен ряд ключевых предприятий ВПК, крупнейшие военно-морские базы. Не стоит также забывать и об обеспечении комплексной безопасности в Арктике, говоря о которой на заседании Совета Безопасности В.Путин отметил: «Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надёжно защищены от террористов и иных потенциальных угроз».
Развитие Северного морского пути (СМП) также обладает стратегической привлекательностью не только для США и европейских стран, но и для многих других неарктических стран, таких как Китай, Индия и ОАЭ.
Арктический регион не может быть успешно развиваться и решать общие региональные проблемы без России, так как она является арктическим гегемоном не только в географическом, но и в стратегическом плане, атакже в области природных ресурсов.
«Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. Наша задача — сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», — сказал В.В. Путин.
Протяженность — более пяти с половиной тысяч километров, но это самый короткий путь из европейской части России в Азию.
Учитывая сложную геополитическую ситуацию в современном мире основными направлениями деятельности РФ в Арктической зоне должны стать ускоренное обновление инфраструктуры, вложение финансовых средств в конкретные проекты, привлечение необходимых трудовых резервов и решение социальных проблем коренного населения, обеспечение жесткого контроля за выполнением федеральных целевых программ по строительству ледокольного и вспомогательного флотов; модернизациях существующих портов и строительство новых терминалов с учетом возможного увеличения грузопотока.