Водители больше всего не любят встреч на дороге с ямами и сотрудниками ГИБДД. Если ямы и вправду дорожное зло, то блюстители порядка – это те, чьим делом жизни является обеспечение порядка и безопасности в потоке автомобилей. Их часто демонизируют, изображают в гротескном виде, но большинство историй о встрече с гаишниками уж больно похожи друг на друга и по шаблону сочиняются недовольными водителями, оштрафованными за нарушение правил дорожного движения.
О том, какая работа ведется дорожными инспекторами, мы поговорили со старшим инспектором по особым поручениям УГИБДД МВД по РД, куратором Отдела организационно-аналитической, контрольно-профилактической работы и пропаганды безопасности дорожного движения Русланом Рагимовым.
Руслан Рагимов
– Бытует ли стереотипное представление в сознании людей сейчас и что делает инспектор для того, чтобы отстоять свою честь?
– Для того, чтобы усовершенствовать работу инспекторов проводятся еженедельные занятия по вежливому отношению к водителю. Сотрудникам автоинспекции рассказывают о действиях в различных ситуациях на дороге.
Все начинается с того, как они должны представляться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, а затем причину и цель обращения к участнику дорожного движения. Автоинспектор должен разъяснить водителю основания для ограничения прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Делать это необходимо «без нравоучений» и со ссылкой на соответствующие ПДД и другие нормативные документы.
Стереотипы относительно работников ГИБДД уже свелись на нет.
– Как вы оцениваете обстановку на дорогах? Основная проблема на сегодня.
– По статистическим данным обстановка намного улучшилась, за последние два года удалось добиться колоссальных изменений. Конечно, количество аварий увеличилось на 13,7 процентов, но в этом году понизилось число смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий на 13,8%. По данным 2016 года в результате ДТП погибло 289 человек, за этот год жертв – 249. Количество ранений в результате ДТП увеличилось на 19,8%.
На 40 процентов стало больше случаев ДТП с участием несовершеннолетних. Если в 2016 году насчитывалось 21 погибших и 122 раненных, то в этом – 26 погибло, 182 получили ранения.
Основной проблемой на сегодня, как, впрочем, и всегда, является несоблюдение правил дорожного движения и вождение в нетрезвом виде,
– Какие угрозы на дорогах для вас главные? Самое популярное нарушение?
– Самая большая угроза, я считаю, это неадекватный водитель на дороге, который находится в нетрезвом состоянии или под действием наркотических, психотропных веществ.
Самым популярным можно считать нарушение скоростных режимов и выезд на полосу встречного движения.
– Правила перевозки детей ужесточаются, однако нередко можно увидеть ребенка не только не пристегнутым, но и на коленях у водителя, крутящего баранку. Как вы считаете, стоит ли сделать штраф за это неподъемным, дабы образумить родителей?
– Это один из популярных нарушений на сегодня. За 8 месяцев прошлого года зарегистрировано 2000 подобных нарушений, в этом году их уже более 10 000.
Хотелось бы конечно ужесточения. Сами водители должны понимать, что именно это кресло станет спасением для его ребенка, ведь никто не застрахован от несчастных случаев.
– Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы эта обстановка улучшилась?
– Думаю, если удастся добиться понимания со стороны участников дорожного движения, то картина в целом изменится. Безопасность дорожного движения можно обеспечить лишь комплексом мер, повышающим уровень защищенности участников движения от ДТП и их последствий. И принимать участие в этом мероприятии должны все, как водители, пешеходы так и органы, выделяющие средства на содержание автодорог.
Что касается детского дорожно-транспортного травматизма, то основная ответственность за это лежит на родителях, они обязаны обучить ребенка азам правил поведения на дорогах.
Автоинспекция проводит регулярную работу по обучению и предупреждению. Наши сотрудники посещают школы и проводят занятия с учениками. Недавно стартовала «Неделя безопасности», направленная на снижение ДТП с участием несовершеннолетних. В рамках недели проводятся занятия по вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.
Более того, обучающие занятия проводятся не только для школьников и студентов, но и для сотрудников многих госучреждений.
Активная работа ведется также в социальных сетях. Управление ГИБДД по республике ведет свой аккаунт в Instagram @Dagdtp, где публикуется информация о проводимой работе и различного рода предупреждающие посты. Такая же работа проводится и отделами по всем муниципалитетам региона.
– Самые типичные портреты водителей по формату их отношений с сотрудниками ГАИ. Какие водители нравятся инспекторам?
– В нашей республике конечно больше «блатных» водителей, которые никогда не признают свою вину и будут яро возмущаться, по какому поводу их остановили.
Приятнее конечно общаться с теми, кто понимает суть дела и принимает свою вину. Некоторые начинают просить прощения и утверждать, что такого больше не повторится, но, к сожалению, это не всегда их спасает от штрафа.
– Назовите самые опасные участки автодороги в Махачкале, где больше происходит аварий.
– Самым опасным можно считать поворот на гостиницу «Джами». Скорее это обусловлено тем, что открылась новая дорога и водители просто не обращают внимание на сигнал светофора и предупреждающие знаки.
Планируется на этом участке установить камеры фиксации нарушений ПДД.
– С каждым днем растет количество автомобилистов, которые предпочитают использовать видеорегистратор в своем авто. Устройство позволяет фиксировать возникающие на дорогах спорные ситуации и чувствовать себя более уверенно за рулем. Но оно также может зафиксировать и нарушение самого водителя. Были ли случаи, когда регистратор использовали против владельца?
– Такие случаи конечно бывают. Но данные регистратора мы можем использовать только в том случае, если уже произошло ДТП и необходимо восстановить картину происшествия.
Наличие видеорегистратора существенно облегчает задачу инспектора. Поэтому, чем больше водителей их используют, тем лучше им и, конечно же, нам.
– Ходят легенды про представительниц прекрасного пола за рулем, а сейчас женщин-водителей все чаще можно встретить на дорогах. Насколько эти рассказы отличаются от реальности? Кого чаще штрафуют: женщин или мужчин?
– Такая статистика не ведется конечно. Чаще нарушают мужчины, скорее это обусловлено тем, что пока женщин за рулем по республике не так уж много. Серьезные нарушения бывают все-таки у мужчин.
– Вопрос «Отцов и детей». «В наше время было лучше и спокойнее» говорит каждое поколение. Можно ли сказать, что в прошлом было лихачей меньше, либо предки так приукрашивают времена своей молодости?
– «В те времена» конечно было спокойнее и лучше, но никак не потому что было меньше лихачей. Это объясняется тем, что в 50-х годах не было 700 000 автомобилей. Их количество растет с каждым днем, а инфраструктура не готова к такому потоку.
Что касается молодого поколения, то первый год после получения водительских прав обычно никто не нарушает, затем они начинают чувствовать себя профессионалами и ряды лихачей пополняются.
– 3 июля профессиональный праздник сотрудников автоинспекции, вспомните самый необычный подарок или способ, которым вас поздравили.
– Мы ежегодно отмечаем этот праздник, проводим торжество с приглашением ветеранов ГАИ-ГИБДД. Посещаем мемориалы наших погибших сотрудников. В рамках празднования вручаются почетные грамоты и благодарственные письма.
Необычных подарков пока не получал (смеется), но никогда не поздно исправить ситуацию.
– Что бы вы хотели добавить от себя или пожелать автовладельцам?
– Соблюдайте правила дорожного движения и будьте внимательны, ведь от вас зависит не только ваша жизнь, но и жизнь других участников автодвижения.