Политолог Илья Гращенков, президента Центра развития региональной политики (ЦРРП) поделился своими впечатлениями после форума «Цифровой Кавказ», который прошел в Дагестане с 28 по 30 ноября текущего года. Организатором форума выступила АНО «Институт развития новых медиа» при поддержке Агентства информации и печати Республики Дагестан.
«Цифровой Кавказ: не забор, а свободный голос. Об этом поговорили на одноименном форуме в Дагестане, откуда только что вернулся. Там уже наступило светлое завтра, в смысле не работает Телеграмм и другие медиа, не входящие в «белый список». Разумеется, все работает при установленных спецсредствах и смекалки, так что о такой максимальной двойственности бытия мы и поговорили в ходе панельной дискуссии и моей личной лекции о суверенитете и его целях», — написал Илья Гращенков в своих социальных сетях.
«Северный Кавказ, как и многие наши регионы, стоит на цифровом перепутье. Перед ним два сценария. Первый: стать «цифровой резервацией» — пассивным потребителем чужого контента, где информация только втекает извне. Второй: стать «цифровым хабом» — активным создателем, экспортёром идей, культуры и смыслов.
Мы выбираем хаб, но сделать это не просто. Потому что настоящий цифровой суверенитет – это не про изоляцию и «чебурнет». Это про способность сообщества создавать релевантный, конкурирующий контент, распространять его на внутреннем и внешнем рынках, формировать о себе правдивые нарративы и защищать своё информационное пространство от деструктива.
Диагноз текущего ландшафта СКФО парадоксален: высочайшая проникающая способность интернета и активность в соцсетях соседствуют с позицией пассивного создателя в масштабах страны. Цена этой зависимости высока: эрозия культурных кодов, импорт конфликтов через фейки, утечка талантов в столицы и искажённый извне бренд региона, сводящийся к стереотипам.
Но наши возможности – это скрытые активы, которые сильнее угроз. Наше культурное многоголосие: языки, традиции, история, по сути, невероятный контентный ресурс. Наш социальный капитал, предпринимательский дух и энергия самой цифровой поколения в истории региона – фундамент. Уже есть точки роста: блогеры, продвигающие дагестанскую кухню и красоту природы, просветительские проекты.
Даже коллеги из числа силовиков согласны, что роль власти – не в контроле и цензуре, а в создании инфраструктуры: быстрый интернет, коворкинги, гранты на цифровые специальности, платформы для продвижения локальных проектов. Роль медиа и инфлюэнсеров – ключевая.
Так что цифровой суверенитет регионов – это не миф, а стратегическая цель. Он достигается не запретами, а выращиванием собственной конкурентоспособной креативной экосистемы. Это вопрос национальной безопасности: сильный, уверенный в себе регион с позитивной повесткой менее уязвим для манипуляций. На Кавказе никто не хочет отгородиться от мира. Так что гражданское общество здесь должно поспорить с властями, которые готовы пожертвовать всем, ради кажущейся безопасности. Только вот очень скоро, потеряв контроль над медиаполем, власть поймет, что не зачистила поляну, а вырастила сильного и неподконтрольного конкурента в своей тени», — также отметил он.
Фото: dzen.ru