Главная страница » Записи » Карбоновые полигоны — это первый шаг в борьбе за чистоту экологии — Акай Муртазаев о роли Дагестана в борьбе с глобальным потеплением

Карбоновые полигоны — это первый шаг в борьбе за чистоту экологии — Акай Муртазаев о роли Дагестана в борьбе с глобальным потеплением

Автор Мария Ибрагимова

Сегодня в нашей стране отмечают День российской науки. В республике флагманом в этом направлении является Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН.

О последних исследованиях центра, карбоновых полигонах и роли Дагестана в борьбе с глобальным потеплением рассказал «Мирмолу» председатель ДФИЦ РАН, член-корреспондент РАН Акай Муртазаев.

Расскажите о последних исследованиях центра? Какими проектами вы сейчас занимаетесь?

– Мы участвуем в национальных проектах «Наука» и «Образование». Если отдельного говорить о проекте «Наука», то ДФИЦ РАН – единственная организация на территории Дагестана, которая сумела сделать что-то реальное в рамках этого нацпроекта. В частности были созданы две молодежные лаборатории в структуре исследовательского центра. В них работают 24 молодых ученых.

Другой проект, в котором мы участвуем, – это программа стратегического академического лидерства, которая ориентирована на участие вузов. Его мы реализуем совместно с ДГУ.

Также мы приступили к работе над другим большим проектом, так называемыми карбоновыми полигонами.

Давайте подробнее остановимся на теме карбоновых полигонов. Что они собой представляют?

– В прошлом году, в День российской науки, президент страны Владимир Путин подписал указ о развитии экологических проектов. Указ предполагал создание в ряде субъектов России на базе научных организаций или вузов структур, которые будут заниматься изучением и поглощением выбросов парникового газа – карбоновых полигонов.

Конечно, «полигон» условное название. По сути это хорошо оснащенная современная лаборатория или сеть лабораторий, которые будут непрерывно мониторить потоки поглощения и выбросов парниковых газов на той или иной территории.

Что будет входить в непосредственные задачи полигона?

– Дело в том, что углекислый газ как вырабатывается, так и поглощается. Так, деревья его поглощают, а вот сжигание органического топлива, бензина приводит к выбросу. Задача состоит в том, чтобы контролировать эти потоки и вычислить чистый баланс. Проще говоря, мы сможем узнать, на той или иной территории больше выбросов или поглощений.

Есть и чисто научная задача. Полигоны будут находиться в разных климатических зонах, с разным географическим ландшафтом. После того, как измерения на этих локальных точках будут произведены, должны быть разработаны методика и технология, которая позволит просуммировать эти потоки по большому региону.

Что повлияло на идею создания карбоновых полигонов в нашей стране? Связано ли это с тем, что в 20232025 годах для экспортеров товаров в Евросоюз и другие страны будет введен углеродный налог?

– Да, это связано с Парижским соглашением, которое наша страна подписала. Оно вступает в силу с 2025 года. Цивилизация, особенно западная, очень заинтересована в чистых экологических технологиях. И учет выбросов парниковых газов играет тут первостепенную роль.

В основном это газ, связанный с антропогенной деятельностью – CO2. Выброс именно этого газа во многом зависит от деятельности человека. Считается, что повышение средней температуры поверхности Земли за последние 40 лет составило примерно 1,5 градуса. К слову, при повышении на 2 градуса уже начинаются необратимые процессы на планете. По мнению ученых, это обусловлено выбросами углекислого газа (CO2) в атмосферу.

Выбросы в основном связаны с такой деятельностью человека, как энергоемкое производство. В итоге повышение средней температуры приводит к таянию ледников, а это уже может привести к катастрофическим последствиям.

К чему приведет создание карбоновых полигонов?

– Это все приведет к тому, что цивилизованные страны будут стремиться минимизировать выбросы парниковых газов. А для этого надо знать, на какой территории происходит больше всего выбросов и поглощений.

При производстве товаров будет оцениваться, какое количество углекислого газа было выброшено в атмосферу. Предпочтение будет отдаваться наиболее экологичным. А те предприятия, при производстве товаров которых было выброшено больше газа, будут облагаться большим налогом.

Правильно ли я понимаю, что сами по себе карбоновые полигоны не решают проблему экологии, а являются скорее инструментом мониторинга для решения проблем в перспективе?

– Да. На самом деле карбоновые полигоны – это те инструменты, которые позволяют контролировать выбросы и поглощения парниковых газов. Потом будут подсчитываться эти параметры. Для этого необходима единая методика подсчета. В будущем это заставит экономику работать с более чистыми технологиями, которые помогут улучшить нынешнюю ситуацию на планете и предотвратить глобальное потепление.

Карбоновые полигоны – это первый шаг в борьбе за чистоту экологии.

Как в Дагестане реализуется проект карбонового полигона? На каком он этапе?

– Проект на начальном этапе. Заявка подается от Научного исследовательского центра или вуза. Мы инициируем этот процесс, к нам присоединятся ДГУ, ДГТУ, Федеральный аграрный научный центр, под вопросом ДГПУ. В проекте по условиям должны участвовать еще и индустриальные партнеры. Мы предварительно договорились с руководителями организаций «Дагнефть», ООО Глобал-М, СПК «Труженик», Фондом Гаджи Махачева. Сейчас готовим пакет документов для подачи заявки на создание в Дагестане карбонового полигона.

Где предположительно будет расположен полигон? Почему выбран именно этот участок?

– В Ногайском районе. Так как на этих землях есть большая проблема с опустыниванием. Мы хотим там круглосуточно отслеживать показатели и привязать эти исследования, карбоновые полигоны к борьбе с данной проблемой. У нас есть и другие площадки, но эта в приоритете.

Кто будет принимать участие в деятельности дагестанского карбонового полигона?

– Если проект будет поддержан в том числе руководством республики и мы получим финансирование, то нам необходимо будет обустроить эти лаборатории определенным оборудованием. Под каждую местность подбирается определенное оборудование с возможностью дистанционной передачи данных через спутниковую систему. Там будут работать сотрудники ДФИЦ РАН и сотрудники наших партнеров (вузов и аграрно-исследовательского центра), в том числе индустриальных.

Насколько я знаю, проект очень затратный. Как будет осуществляться финансирование?

– Финансирование выделяется через Министерство науки и образования РФ. Но у участников проектов должно быть свое софинансирование из внебюджетных средств. Как правило индустриальный партнер должен внести какой-то вклад в создание полигона. Причем это не обязательно должны быть финансовые средства. Помощь может выражаться в создании инфраструктуры. Например, подвели воду, газ, электричество или дорогу. Если же наша заявка получит поддержку, то проект будет частично финансироваться через федеральное министерство.

Действительно ли высокая стоимость карбоновых полигонов обусловлена тем, что оборудование необходимо использовать именно зарубежное, а данные с российского оборудования не будут приниматься в Европе?

– Я думаю, что это правильно, так как если это будут международные проекты и программы, а они такими и являются, ведь Россия подписала Парижское соглашение, то требование к оборудованию везде должно быть одинаковое и стандартизированное. Ведь данные надо будет сравнивать и сопоставлять, а если оборудование разное, то у него разные погрешности, методика измерения. На разном оборудовании сравнивать результаты контроля в одной стране с результатами контроля в другой стране будет невозможно. Кроме того, в России такого оборудования нет.

Если представить, что карбоновый полигон уже существует, какое у него будущее?

– Я думаю, что лаборатория будет одним звеном в цепи национальных лабораторий, которые будут отслеживать ситуацию по всей территории страны. И дагестанский полигон будет одним из элементов большой системы. Потом, скорее всего, все это будет интегрировано либо по Европе, либо по Азии. Пока сложно сказать, как это будет работать на международном уровне, но работа в этом направлении уже началась, и к 2025 году подготовительная работа должна быть завершена.
Дальнейшая судьба полигонов, я думаю, будет зависеть от климатической ситуации. На товары, которые произведены с большим выбросом энергии, будут накладываться большие пошлины, его станет продавать невыгодно. Тогда производитель будет вынужден думать, как производить товар, не загрязняя экологию. А для того, чтобы все эти процессы контролировать, и нужны карбоновые полигоны.

Что даст непосредственно нашей республике тот факт, что на ее территории будет находиться такой полигон?

– Мы будем знать, что происходит в конкретном районе Дагестана с выбросом и поглощением парникового газа. Мы будем владеть объективной информацией. А поскольку одной из задач полигона является обобщение полученных результатов на всю территорию, то мы будем знать, как выглядит Дагестан в плане выбросов газа. Мы сможем разрабатывать рекомендации для предприятий, министерств, сообщать о том, в каком ландшафте использовать определенные посадки, чтобы уменьшить выбросы парниковых газов. Это, конечно, даст положительный эффект.

Так же будет интересно