Главная страница » Интервью » Джамбулат Салавов: «Санкции не повлияли на реализацию мероприятий по содержанию дорог»

Джамбулат Салавов: «Санкции не повлияли на реализацию мероприятий по содержанию дорог»

Автор Каниев Рустам

Джамбулат Шапиевич, добрый день! В рамках нашего интервью хотели бы поговорить о развитии транспортной инфраструктуры региона в новых экономических условиях, а также затронуть вопросы, касающиеся реализации программ по развитию технологического суверенитета в транспортной отрасли и ее цифровизации. Пул вопросов весьма обширный, поэтому, чтобы сохранить содержательную целостность для читателей, мы решили идти от общего к частному – от вопросов глобальных к локальным. Хотелось бы задать вам первый вопрос.

 

1) Джамбулат Шапиевич, вы были назначены руководителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Дагестана 27 февраля, в переломный для современной России момент. Очевидно, что текущая геополитическая ситуация создала уникальные условия – перестройка глобальных логистических цепочек, попытка технологической и финансовой изоляции России, кризис на рынке энергоносителей. В контексте этих событий Россия в целом и Дагестан в частности столкнулись с рядом трудностей, но эта же ситуация, как многие считают, дает новые возможности.

— Как вы считаете, чего в сложившихся условиях для Дагестана и его транспортного комплекса больше – проблем или возможностей? На ваш взгляд, это трудности или возможности?

Джамбулат Шапиевич: Как вы заметили, в сегодняшних реалиях Республика Дагестан представляет ключевой интерес для развития экспорта транспортных услуг поскольку расположена на перекрёстке международных транспортных коридоров.

Имеются все предпосылки для наращивания транзитных грузоперевозок и перевозок пассажиров используя мощности транспортной инфраструктуры Республики Дагестан (Махачкалинский порт, Аэропорт, железная дорога, динамично развивающаяся развития сеть автомобильных дорог и пунктов пропуска через Государственную границу РФ). И это дает большие возможности для социально-экономического роста Республики. Тут мы видим больше положительного, чем проблем !

При этом создание необходимых условий для использования в полной мере транзитного потенциала Республики требует решения вопросов финансирования из федерального бюджета мероприятий по проектированию, реконструкции и строительству объектов транспортной инфраструктуры. Указанные вопросы Минтрансом РД прорабатываются, в том числе хотел бы отметить значительную роль в этом Главы РД С.А. Меликова. Отрадно, что есть понимание и поддержка федеральных органов власти. 

 

2) Комментируя выступление Главы республики Сергея Меликова на народном собрании, вы отметили, что транспортная отрасль – это приоритетное направление социально-экономического развития республики, а также то, какое критически важное место Дагестан и его транспортная отрасль занимают в контексте развития Российской Федерации, в особенности с учетом текущей внешнеполитической ситуации. Это правда, происходит перестройка цепочек поставок, большее значение приобретают южные транспортные коридоры. С этим связан ускоренный характер реализации в республике ряда проектов федерального уровня.

— В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация для реализации второго этапа реконструкции аэропорта. В планах увеличить авиаперевозки из Дагестана. Какие направления авиаперелетов будут приоритетными? Что значит этот проект для республики и для российской авиации, и считаете ли вы его достаточным для решения поставленных задач?

            Джамбулат Шапиевич: Международный аэропорт «Махачкала» – стратегический объект Республики Дагестан, является самым южным аэропортом Российской Федерации динамично развивающийся по всем направлениям деятельности.

Хочу повториться, что руководством республики и Минтрансом РД в частности ведется активная работа по развитию транспортной инфраструктуры Республики Дагестан. Сегодня уже есть реальные результаты. Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2022 г. № 3690-р выделены финансовые средства в сумме 13 120 000,0 тысяч рублей на реализацию мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта, в том числе на строительство новой бетонной искусственной взлетной посадочной полосы размером 3200×45 м, расширением перрона с увеличением мест стоянок до 20, и других систем обслуживания и эксплуатации. Определен срок ввода в эксплуатацию объектов — декабрь 2025 гг.

Реализация предусмотренных проектом мероприятий позволит снять существующие ограничения по приему различных типов воздушных судов, соответственно значительно увеличится количество обслуживаемых самолетов и пассажиров в аэропорту. Справедливо сказать, что все это будет способствовать развитию туризма в республике и смежных отраслей экономики региона.

Необходимо отметить, что помимо решения задач гражданской авиации, аэродром Махачкала, является аэродромом совместного базирования с Минобороны РФ, ФСБ России, Росгвардией и МЧС и переоценить его значимость в этом плане невозможно.

Что касается развития авиамаршрутной сети скажу, что мы оказываем максимальное содействие руководству аэропорта в данном вопросе. В настоящее время важной задачей является развитие межрегиональной маршрутной сети в обход перегруженного Московского авиационного узла. В этой связи Республика Дагестан участвует в федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок. Если в 2019 г. такой авиамаршрут был только один, то в 2022 году их уже 16, в такие города как: Екатеринбург, Казань, Волгоград, Пермь, Новосибирск, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Новый Уренгой и другие. 

Дальнейшее расширение авиамаршрутной сети республики является приоритетным направлением социально-экономического развития республики с учетом имеющегося туристического потенциала.

 

 

— Также идут работы по модернизации и расширению Махачкалинского торгового порта, прорабатываются механизмы по увеличению количества судозаходов и объемов обрабатываемых грузов. Какова роль порта в контексте развития международного транспортного коридора «Север-Юг»? На какие показатели вы ориентируетесь, какой ожидаемый грузооборот?

Джамбулат Шапиевич: Махачкалинский морской торговый порт является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Закавказья, Ираном, Индией, другими странами региона и одним из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России.

В условиях санкционного воздействия со стороны ряда европейских и западных стран Махачкалинский порт приобретает особое стратегическое значение не только для Дагестана и Северо-Кавказского региона, но и для всей Российской Федерации в целом.

Грузооборот Махачкалинского морского торгового порта в настоящее время составляет около 60% от общего грузооборота 14-ти российских портов Каспийского бассейна.

Развитие торговых отношений с Ираном рассматривается как ключевое направление, потенциал товарооборота между Россией и Исламской республикой пока реализован максимум на 10%. 

В рамках транспортного коридора «Север-Юг» расширяется номенклатура и география предполагаемых к перевозке товаров. Ведутся переговоры по экспорту удобрений и лесоматериалов в направлении уже не только Ирана, но и в Ирак, Индию, другие страны. В обратном направлении планируется обеспечить параллельный импорт товаров, в том числе за счет контейнерных перевозок. Уже апробирована логистическая цепочка по поставке контейнеров из Индии через Махачкалинский морской торговый порт.

Также активно прорабатывается вопрос паромного сообщения с Казахстаном, Туркменистаном.

За 10 месяцев 2022 года уже обеспечена перевалка более 169 тыс. тонн зерна и порядка 196 тыс.тонн генеральных грузов, что по объему на 12% больше, чем за весь 2021 год. 

С учетом сформированного реестра заявок заинтересованных импортеров и экспортеров через АО «Махачкалинский морской торговый порт» планируется перевалка не менее 22 наименований генеральных грузов общим объемом до 4000 тыс. тонн в год.

 

— Насколько реализация крупных федеральных проектов вроде аэропорта и порта, а также планируемый рост грузооборота повлияют на имеющуюся транспортную инфраструктуру? Насколько увеличится нагрузка на дорожную сеть?

 

  Джамбулат Шапиевич: Да, действительно, реализация указанных проектов повлияет на дорожную сеть республики в целом. Основная нагрузка придется на федеральную сеть автодорог, а также часть республиканской сети дорог входящей в опорную сеть. Проводимые в настоящее время и запланированные на федеральной сети дорог работы по капитальному ремонту участков с переводом их в 4-х полосное движение позволят существенно увеличить пропускную способность дорог. Кроме того, к высокой степени готовности подошли вопросы реализации проектов обходных участков городов Хасавюрта, Махачкалы и Дербента. Так на экспертизе находятся проекты обходов городов Дербента и Хасавюрта, а по обходу г. Махачкалы определена подрядная организация и начаты проектно-изыскательские работы.

 

3) Для того, чтобы крупные логистические проекты в республике работали, как это было задумано, требуется развивать всю транспортную инфраструктуру комплексно. В частности, для обеспечения возросшего грузооборота и для более эффективной работы цепочек логистики требуется развитие дорожной сети. В рамках госпрограммы «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан» на 2022 год предусмотрен бюджет в размере 14 млрд рублей. До конца года запланирован большой объем работ – ремонт и строительство дорог, всего более 360 км дорожного полотна, ввод в эксплуатацию 13 новых мостов. В связи с этим к вам сразу два вопроса:

— Бюджет на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры планировался и утверждался до известных событий февраля, с тех пор несколько раз менялся курс рубля, пострадали цепочки поставок, ушли отдельные игроки рынка. Были ли сложности с подрядчиками, поставщиками техники, материалов, с ремонтом техники? Как эти сложности удалось преодолеть?

 

Джамбулат Шапиевич: Действительно текущий год был сложным, в ходе реализации программных мероприятий возникали вопросы, которые необходимо было решать оперативно. Эта ситуация была характерна по экономике всей страны, поэтому на федеральном уровне был принят ряд нормативных актов, которые адаптировали ситуацию. Несмотря на все эти проблемы нам удалось в рекордные сроки завершить программу, и к 1 декабря выйти со 100% показателями по кассовому освоению бюджета.

 

— В контексте долгосрочной стратегии развития дорожно-транспортного комплекса республики и в контексте реализации тех крупных транспортно-логистических проектов, о которых мы говорили ранее, насколько, по-вашему, удовлетворительны текущие темпы ее развития – строительства, ремонта, модернизации дорог? Республика идет опережающими темпами, все идет по плану или, наоборот, медленнее, чем того требует действительность и нужно ускориться, нарастить темпы? Если в каких-то аспектах транспортный комплекс, что называется, перевыполняет план, то каких позитивных результатов удалось достичь? А если в каких-то аспектах делается недостаточно или недостаточно быстро, то что нужно, чтобы это исправить?

 

Джамбулат Шапиевич: На самом деле следует отметить положительную динамику в вопросе ремонта региональных дорог, особенно в последние годы. На конец 2021 г. доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, составила 67,4% это относительно высокий показатель в целом по России. Что касается объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, то здесь хотелось бы нарастить темпы. По нашим прогнозным оценкам на эти цели необходимо направлять к существующим объемам еще порядка 3-5 млрд. рублей ежегодно. В частности, на подведомственной сети автодорог еще остаются три районных центра не соединённых с асфальтобетонным покрытием — это Ахвахский, Тляратинский и Цунтинский районы. Кроме того, имеется большое количество предаварийных мостов и путепроводов, которые в срочном порядке  необходимо  привести в нормативное техническое состояние.

Также имеется ряд проектов, требующих скорейшей реализации, направленные на развитие приграничных территорий и туристических маршрутов. Кроме того, сложность природных условий горной части республики, ежегодно приводит к стихийным разрушениям и повреждениям дорог и сооружений на них, восстановление которых отвлекает значительные денежные средства на внеплановые работы.

Что касается федеральной сети дорог, то и здесь имеются свои сложности, в первую очередь это касается строительства и реконструкции участков дорог в обход городов Хасавюрта и Дербента. Также следует отметить ключевые участки, которые на наш взгляд необходимо ускорить это реконструкция участка от Манаского кольца в сторону г. Дербент и строительство путепровода через ж/д переезд в районе поселка Тюбе. Реализация данных проектов значительно разгрузит федеральную трассу.

Если говорить о капитальном ремонте и ремонте федеральных автодорог, то здесь необходимо отметить, что работа в этом направлении ведется активно, семь объектов в настоящее время находятся в работе, еще восемь аналогичных участков проектируются для реализации в 2023-2025 годах.

 

4) Не только международная обстановка, торговые отношения и новые логистические пути сегодня диктуют вектор развития транспортного комплекса в республике. В Дагестане активно развивается туризм – до конца этого года ожидается почти 1,7 млн туристов. В связи с этим, на одном из заседаний, было предложено развивать бизнес-авиацию и малую авиацию в республике, и даже создать нового локального авиаперевозчика. Отмечается, что в 2023 году планируется расширение географии международного авиасообщения следующими направлениями: Махачкала – Тегеран, Махачкала – Баку, Махачкала – Бишкек, Махачкала – Алматы, Махачкала – Самарканд.

— В частности прорабатывается вопрос создания региональной авиакомпании совместно с ОАО «Концерн КЭМЗ» и производства самолета ЛМС-901 для этих целей. Как вы оцениваете потенциал данной идеи и на каком этапе проработки сейчас находится вопрос?

Джамбулат Шапиевич: Да, действительно, в текущем году ряд совещаний в Правительстве РД был посвящен вопросу возрождения малой авиации.

Основные сегментами применения малой авиации являются: деловая авиация, сельхозавиация, санитарная авиация, патрулирование объектов, аэрофотосъемка, учебные полеты, туристические и развлекательные полеты.

Важно отметить, что отсутствие развитой малой авиации является актуальным вопросом не только для Республики Дагестан, но и для Российской Федерации в целом.

В целях развития малой авиации республики в том или ином направлении необходимо изучить весь спектр вопросов в данной сфере основными из которых являются: экономическая модель развития отрасли, строительство необходимой инфраструктуры, наличие соответствующего подвижного состава воздушных судов, построение эффективной транспортной логистики и др. Существенным барьером развития авиационной подвижности населения является высокая себестоимость авиаперевозок в сравнении с уровнем доходов населения.

Серьезной проблемой, без решения которой невозможно развитие малой авиации, является восстановление сети аэродромов в республике.

По нашему мнению, решение вопроса возрождения малой авиации целесообразно в рамках государственно-частного партнёрства, где республика могла бы обеспечить предоставление земельных участков для строительства аэродромной инфраструктуры.

Потенциальный инвестор обеспечил бы проектирование, строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание инфраструктуры.

Что касается создания региональной авиакомпании, то в настоящее время рассматриваются варианты организационно-правовой формы создаваемой авиакомпании, в том числе с долевым участием Республики Дагестан и ОАО «Концерн КЭМЗ».

 

5) Продолжая тему туризма и переходя плавно к более локальным вопросам. В последние годы активно ведется работа по развитию средств, инструментов и практик по госнадзору в сфере дорожно-транспортной безопасности. Целью развития регионального госнадзора является повышение безопасности жизни и здоровья людей, снижение вреда для окружающей среды. Безопасность на транспорте – один из важнейших факторов привлечения туристов (после природных красот и историко-культурных памятников, конечно), но этот фактор не менее, а даже более важен и для местных жителей. Согласно последнему рейтингу удовлетворенности жителей дорожным хозяйством от Финансового университета при Правительстве РФ, Махачкала заняла 2-е место по ЮФО. Это очень высокий показатель. Однако в это же время, по данным «Российской газеты» и Российского союза автостраховщиков, Дагестан возглавляет рейтинг «самых аварийных водителей» среди всех субъектов федерации.

— Как вы сами оцениваете ситуацию с безопасностью на дорогах в республике? Как, по вашему мнению, работают инициативы, запущенные ранее? Какие есть новые инициативы в этом направлении?

 

            Джамбулат Шапиевич: Ситуация с безопасностью дорожного движения на обслуживаемой региональной сети автодорог продолжает оставаться сложной, и процесс повышения безопасности является постоянным.

 

            В текущем году наблюдался резкий рост интенсивности движения на отдельных направлениях, связанный с большим потоком туристов, что соответственно сказывалось на аварийности и на безопасности дорожного движения. Минтрансом РД совместно с УГИБДД МВД по РД ведется совместная работа по снижению мест концентрации ДТП, если в 2019 году на региональной сети мы имели 10 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, то в 2021 году он снизился до 5, а в текущем году только один такой участок.

            Кроме того, продолжается внедрение системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, что обеспечивает неотвратимость наказания и положительно влияет на безопасность дорожного движения.

            На основе данных формируются и реализуются адресные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.

            Учитывая все замечания, предпринимаются необходимые меры по созданию условий безопасности дорожного движения и снижению количества аварийно-опасных участков: это установка ограждающих устройств, наружное освещение, комплексное обустройство пешеходных переходов и обустройство тротуаров.

            Работа в этом направлении ведется, мы планируем внедрять и расширять современные технологии связанные с умными пешеходными переходами, наращивать количество светофорного регулирования на отдельных участках дорог,  шире применять горизонтальную разметку из термопластика, производить замену искусственных дорожных неровностей на системы фотовидеофиксации, устанавливать макеты полицейских машин и балки с проблесковыми маячками.

 

Опыт Москвы и Московской области показал, что установка комплексов фотовидеофиксации на дорогах помогает эффективно бороться с нарушениями ПДД. Цифровизация транспортной инфраструктуры также позитивно сказывается на безопасности дорожного движения. В 2021 году Махачкалинская городская агломерация получила федеральную субсидию на внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС): Дагестан вошел в ТОП-15 регионов по объему полученных субсидий на развитие ИТС до 2023 года.

— Как вы оцениваете результаты работы на данном направлении, чего уже удалось достичь? Что еще планируется сделать в рамках программы цифровизации транспортного комплекса? Достаточно ли только внедрения ИТС для решения задач обеспечения безопасности дорожного движения в городах республики?

Джамбулат Шапиевич: Тут нужно отметить, что интеллектуальная транспортная система это комплекс мер и решений по улучшению транспортной инфраструктуры города.

 

Глобально, в широком смысле, ИТС помогает посмотреть со стороны на текущую ситуацию транспортной отрасли: проанализировать ситуацию на дорогах города, выделить районы, откуда и куда стремится дорожный трафик, определить периоды, когда это происходит. ИТС фиксирует места большого скопления транспорта, помогает выявить причины и острые проблемы, вызывающие затруднения движения.

 

 Тогда и можно адаптивно управлять трафиком, своевременно оповещать о дорожной обстановке участников движения, сократить количество ДТП.

Как вы уже сказали в Махачкале уже внедряются некоторые элементы ИТС, так же, как и на дорогах федерального и регионального значения, на которых установлены комплексы фото и видео фиксации нарушений ПДД.

В целях решения вопросов организации дорожного движения, в том числе внедрения элементов ИТС на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения РД проводится активная работа – развивается система автоматической фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, внедрена система автоматизированного учета интенсивности и состава транспортных потоков (17 датчиков).

 В текущем году начали внедрять систему мониторинга температуры воздуха и состояния дорожного полотна (установлено 2 поста, в следующем году планируется 5 постов). Успешно реализуется программа по внедрению системы информирования участников дорожного движения о складывающейся дорожной ситуации (установлены в этом и планируется в следующем году еще 2 П-образные опоры с 4 мониторами с переменной информацией).  В целях обеспечения безопасности движения пешеходов в текущем году установлены 5 так называемых «умных» пешеходных переходов, которые оборудованы системой светового сопровождения переходящих проезжую часть пешеходов.

Одной из основных составляющих безопасности дорожного движения является обеспечение сохранности дорожного полотна. В этой связи Минтрансом РД проводится работа по строительству сети автоматизированных пунктов весогабаритного контроля (построено 3, планируется еще 4 пункта).

В планах Минтранса РД внедрение на автодорогах регионального и межмуниципального значения системы видеоаналитики, при которой с использованием камер наблюдения производится мониторинг складывающейся ситуации на дорогах, прогнозирование наиболее проблемных точек в части обеспечения безопасного и беспрепятственного передвижения транспортных средств.

Повышенное внимание к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий имеет первоочередное значение и не теряет своей актуальности. Решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения требует комплексного подхода, в том числе конечно же с внедрением элементов ИТС.

 

7) Ряд наблюдателей и жителей республики в сети интернет указывают на то, что уже внедренные системы контроля соблюдения ПДД, те самые камеры (КФВФ), часто не работают – таких было выявлено больше 100 на федеральных трассах. Т.е. инфраструктура в регионе модернизируется, но из-за несогласованности действий отдельных субъектов / ведомств, значительная доля эффективности теряется.

— По вашему мнению, КФВФ – это реально действующий инструмент с точки зрения БДД? Как вы считаете, есть ли смысл создания единого оператора контроля за цифровой инфраструктурой в регионе, который аккумулировал бы все по принципу «единого окна»? Есть ли положительный опыт в части сокращения аварийности на дорогах благодаря камерам фотовидеофиксации?

Джамбулат Шапиевич: За последние три года на региональных и межмуниципальных дорогах установлено 117 комплексов фото и видеофиксации. В 2023 году планируется установка еще 25 КФВФ.

Выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог, где отмечается концентрация дорожно-транспортных происшествий или в местах с высокой вероятностью их возникновения.

По состоянию на 01.12.2022 г. на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения отмечено четыре места концентрации ДТП (в аналогичный период прошлого года зарегистрировано 7 подобных участков) и 19 потенциальных аварийно-опасных участков концентрации ДТП (в прошлом году их было 23).

В целях оперативного реагирования на складывающуюся дорожную ситуацию, проводится передислокация комплексов фотовидеофиксации с мест, где стабилизировалось положение с аварийностью на участки, где отмечен рост числа ДТП.

Принимаются меры по модернизации ранее установленных комплексов фотовидеофиксации – расширяется их функционал по выявлению грубых нарушений Правил дорожного движения, связанных с выездом на полосу встречного движения, что является одной из причин совершения ДТП.

Полагаю, что устанавливаемые на дорогах КФВФ в определенной мере дисциплинируют водителей.  

 

Справочно: В текущем году (за 10 месяцев) комплексами фотовидеофиксации, находящихся на балансе подведомственного ГКУ ЦОДД вынесено более 665 тыс. нарушений Правил дорожного движения (в аналогичный период прошлого года 165,9 тыс.), на сумму 412,6 млн. руб. (АППГ — 96,3 млн. руб.)  из числа которых исполненными (оплаченными) считаются более 471 тыс. постановлений (АППГ – 116 тыс.) на сумму 168 млн. руб. (АППГ — 48,1 млн. руб.)

            Что касается создания единого оператора контроля за цифровой инфраструктурой в регионе, который аккумулировал бы все по принципу «единого окна». Если говорить в данном контексте о предоставлении государственных услуг, то это однозначно эффективный механизм. В нашем случае вопрос на столько многогранный и включающий в себя множество сфер в различных отраслях жизнедеятельности и различного уровня ведения (федеральный, региональный, местный), чтобговорить о создании единого оператора однозначно требуется детальное изучение вопроса, в том числе во взаимодействии с балансодержателями указанной инфраструктуры в республике.