Что представляет из себя казачий круг?
Казачий круг – общий войсковой совет казаков, который является высшим органом самоуправления. На нем решались различные вопросы местного характера, и причем это мог быть любой вопрос: военный, экономический, административный, общественно-политический юридический, социально-бытовой и т.д.
В Казачий круг собирались казаки каждый год или раз в несколько лет, в зависимости от традиции конкретного казачьего войска.
Высшая власть у казаков принадлежит только кругу, а в период между кругами – атаману.
До того, как собраться в казачий круг, проводили выборы казаков в круг. В состав круга избирались представители различных общин казаков. Президиум круга состоял из председателя, писаря и иногда туда входил священник. К кругу также могли привлекать других лиц, в зависимости от обсуждаемых вопросов.
После избрания они собирались на центральной площади, где обычно собирались казаки. Либо это могло быть какое-нибудь их постоянное какое-нибудь помещение.
Порядок собрания казачьего круга
Во время сбора казачьего круга также обеспечивалась безопасность. Обычно за порядком следил есаулец с нагайкой, а охрана мероприятия обеспечивалась приставами. Дополнительные меры по обеспечению порядка и безопасности круга зависели от характера конкретных факторов, угрожающих его проведению, например, близость вражеских сил, наличие несогласной фракции среди собравшихся и т.д.
Интересный факт, что собрания Казачьего круга в некоторых казачьих общинах проводились без женщин. Им, как правило, запрещалось присутствовать на такого рода мероприятиях. Даже в тех собраниях круга, на которых разрешалось присутствовать женщинам, на них у казачек не имелось права голоса. Также голосовать не могли и те казаки-мужчины, которые провинились в чем-то и повлекли всеобщую немилость. Еще одна категория, у которой отнимали право голоса, – это казаки в состоянии алкогольного опьянения.
Любой казак при своем выступлении на собрании круга должен снимать головной убор, а при завершении – надеть шапку. Также, когда казак выходит выступать в казачий круг, в знак уважения ему следует поклониться священнику, старикам, Атаману и всему собранию.
После своей речи выступающий казак может надевать шапку, если же он ее не надевал, значит его речь была не завершенной.
Начало собрания казачьего круга объявлял есаулец, он возглашал «Все ли казаки на Кругу?» и просил всех занять места. Затем есаулец командовал приветствие атаману и все казаки кроме стариков и священника вставали, не снимая головных уборов. Затем вносилось знамя и все вставали, снимая шапки и читая молитвы.
Любые решения Казачьего круга принимаются простым большинством голосов. И также эти решения были обязательны для всей казачьей местности.
Инстанция Казачьих кругов
У казаков были разные инстанции казачьего круга. По старинным актам известны круги валовые, войсковые (для каждого казачьего войска) и полковые (окружные). Низшим Кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской (сход). Круг войсковой состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался круг валовой, куда собирались представители всего народа.
Какое-либо решение, принятое в казачьем круге, могло пересматриваться или отменяться в высшей инстанции казачьего круга.
В зависимости от инстанции казачьего круга у них могли быть писанные уставы, в которых оговаривались полномочия того или иного круга.
Например, Большой казачий круг ВВД или Кубанской рады являлся частично самостоятельной организационной единицей, которая находилась под властью русского государя, польско-литовского короля, турецкого султана (Задунайское казачье войско) или какого-либо иного сюзерена, – то есть, по сути своей, реестровое казачество, – и не участвующих в международной политике на правах самостоятельных субъектов, каковыми являлись Запорожская Сечь в XVI–XVII вв., ВВД и ККВ в начале XX в., вплоть до второстепенных вопросов военного характера и третьестепенных вопросов бытового характера.
Отметим, что в период царствования императора Петра Великого запрещалось организовывать казачьи круги и проводить их собрания. Они возродились только после революции 1917 года и просуществовали до прихода к власти в казачьих областях Советов казацких депутатов. Впоследствии круги собирались только в эмиграции в качестве поместных народных представительств.