Главная страница » Записи » Микаил Абдурагимов: «Тарифы на электроэнергию в Дагестане могут и должны быть ниже»

Микаил Абдурагимов: «Тарифы на электроэнергию в Дагестане могут и должны быть ниже»

Автор Рустам Каниев

Коммунальные услуги имеют свойство ежегодного роста в цене. Мы настолько свыклись с мыслью, что раз в полгода должны платить больше, что уже устали печалиться от очередных новостей о подорожании тарифов на свет, воду или газ.

К слову, тарифы на электроэнергию в республике, по мнению эксперта в области энергетики, руководителя юридической фирмы «СЭНБА» Микаила Абдурагимова, должны быть ниже. Для этого, по его словам в республике достаточно добиться прозрачной системы утверждения тарифов, которая сегодня покрыта тайной за семью печатями.

О том, кому сегодня невыгодно снижать тарифы и почему рядовые дагестанцы платят за недоработки ряда энергокомпаний, Микаил Абдурагимов рассказал в расширенном интервью.

— Микаил Байрамович, электроэнергия с каждым годом для дагестанцев дорожает, а сам регион является ее производителем. Как же так получается, что регион-донор энергии сегодня сам находится во власти ежегодного увеличения цен на энергоносители?

— Чтобы получить ответ на этот вопрос, достаточно чуточку внимательнее изучить несколько документов. Это протоколы заседаний Правления Республиканской службы по тарифам.

Прежде чем мы поговорим о содержании этих документов я напомню, что региональная служба по тарифам наделена очень важными и стратегическими полномочиями. Она не только устанавливает экономически-обоснованные тарифы на все виды коммунальных услуг, но и ведет контроль за тем, чтобы не было льготных условий для отдельных участников рынка, а также проверяет наличие права собственности на электросетевые объекты у сетевых компаний.

Немаловажным является и то, что каждая компания при подаче заявлений на следующий регулируемый год, подает документы, подтверждающие их расходы на содержание сетей и для получения необходимой валовой выручки.

Вот тут и кроется главная причина того, почему тарифы ежегодно растут, а нерадивые компании рапортуют о колоссальных долгах и снова требуют повышения платы за энергию.

— А как они объясняют это? Списывают все на неплатежи или…?

— Отчасти. Если верить результатам протоколов заседаний Правления Региональной службы по тарифам с 2016 по 2019 год, аудированным бухгалтерским отчетам АО «Дагестанская сетевая компания» и судебным актам по арбитражным делам, становится ясно, что электросетевая компания ежегодно закладывает колоссальные средства на аренду сетей и временное пользование.

Чтобы было понятно: компания заявляет, что потратила на аренду сетей, к примеру, в 2017 году 566 млн рублей. Эти расходы она заявляет в Республиканскую службу по тарифам для обоснования увеличения тарифа. Эти расходы фиктивны, а их обоснованность подтверждается некой формы №5-з статистической отчетности, которая, по сути, не является ни платежным документом, ни счетом-фактурой. Просто бумага.

Чтобы оценить масштабы таких «реальных» расходов, мы изучили аудированную бухгалтерскую отчетность компании с 2016 по 2019 год, которая, к слову, имеется в свободном доступе, и обнаружили, что всего компания заявила траты на содержание сетей на сумму 2 млрд 39 млн рублей. А что самое интересное, Управление ФНС России по Дагестану эти расходы не признает, так как Налоговый кодекс прописывает, что расходы являются обоснованными и реальными, когда есть документ подтверждающий оплату.

Чтобы не быть голословным скажу, что все указанные данные подтверждают арбитражные дела №А15-6536/2019, №А 15-3173.2017, №а15-3173,2017, №А15-3142,2019. №А 15-4812/2017, №А 15-948/2018, №А15-4511/2018, №А 15-2781/2019. Их можно вбить в интернете и изучить любому желающему.

Это первая сумма, на размер которой можно было снизить тариф. Но ее в итоге оплатили мы с Вами. Но и Региональная служба по тарифам, и сама Дагестанская сетевая компания, заведомо знали, что платежей не будет.

Ну и в завершении, такая же схема действовала и с 2012 по 2015 год в момент функционирования ОАО «Дагэнергосеть», которая в июле 2015 года накопила долгов на 16,7 млрд рублей и до сих пор проходит многочисленные судебные процессы и стадии банкротства и конкурсного управления.

— Но ведь в республике создана новая дочерняя компания филиал ПАО «Россети Северный Кавказ»- «Дагэнерго». С ее созданием гарантировалось улучшение ситуации в отрасли.

— На самом деле не все так. И ОАО «Дагэнергосеть» с 2012 по 2015, и АО «Дагестанская сетевая компания» с 2015 по июль 2020 года, и новая компания на самом деле являются одной и той же временной «прокладкой» в общей системе.

Хочу рассказать и о втором эпизоде, на котором компания также смогла заявить мнимые расходы на сумму почти 3,3 млрд рублей.

Речь идет о том, что АО «Дагестанская компания» не произвела оплату за поставленную в республику энергию по высокой стороне от ПАО «ФСК ЕЭС».

Как вы знаете, ежегодно в республике растет потребление энергии. Ежегодно Дагестану не хватает порядка 2-2,5 млрд кВт.часов энергии. Этот дефицит мы пополняем таким образом, что к нам из соседних регионов перетекает энергия. И за это надо платить.

АО «Дагестанская сетевая компания» с 2016 по 2019 год заявила в своих расходах траты на это в размере порядка 3 млрд 394 млн рублей. А по факту не было оплачено ни одного рубля. Но Региональная служба по тарифам приняла эти расходы как фактически оплаченные и учла при установлении новых повышенных тарифов. Эти средства, как понятно уже, были благополучно собраны с рядовых дагестанцев, предприятий, бизнеса. Причем, так как потребление ежегодно в республике растет, соответственно Дагестанская сетевая компания закладывала мнимых расходов на оплату поставки энергии намного больше.

Только из этих двух эпизодов компания выручила более 5 млрд рублей, которые были заложены в нереальных тарифах. А ведь на эту сумму можно было и сделать плату за электроэнергию ниже, как минимум на 10%.

Ну и никто не отменял Уголовный кодекс, часть 3 статьи 159 и часть 3 статьи 160 которого гарантируют наказание за хищение чужого имущества, а в данном случае денег, используя свои должностные полномочия.

— Тогда следует вопрос, учитываются ли все эти цифры в долгах, о которых так часто заявляют, упоминая Дагестан?

— Безусловно. И что самое интересное, львиная доля задолженности образовалась внутри самих дочерних компаний ПАО «Россети». Одни должны другим, третье не оплатили четвертым. А в конечном счете, все эти долги распыляются на простых людей в виде многотысячных долгов.

Мы уже неоднократно становились свидетелями, когда людями приписывали баснословные суммы долгов. То есть сетевые и сбытовые компании Россетей в Дагестане перекладывают свою ответственность на рядовых абонентов.

— И как быть людям в такой ситуации? Как доказать свою правоту?

— Все очень просто. Есть буквально небольшой свод правил, который позволит в любом суде доказать, что долг нереальный и приписанный.

Первое и самое главное, регулярно оплачивать за электроэнергию и хранить все чеки об оплате. При соблюдении этого условия ВЫ сможете доказать свою правоту. Немаловажным является и второе правило – ни в коем случае не вмешиваться в работу приборов учета. Любое подозрение контроллеров может стоить людям серьезных проблем и затрат. Ну и третье, иметь на руках договор энергоснабжения, главного документа.

— Вы сказали также и о том, что Региональная служба по тарифам должна проверять наличие права собственности у сетевых компаний на объекты энергетики. Для чего это нужно?

— Да, все верно. Республиканская служба по тарифам, как уполномоченный орган, обязана проверять наличие правоустанавливающих документов на электросетевые объекты у сетевых компаний при установлении тарифа на передачу электроэнергии на очередной регулируемый период.

Так вот служба в нарушении исполнения своих обязанностей не стала проверять у АО «Дагестанская сетевая компания» наличие права собственности на электросетевые объекты, с помощью которых осуществляют передачу энергии.

Мы изучили данные Единого реестра и выяснили, что на многие объекты, которые заявляет АО «Дагестанская сетевая компания» документов о праве собственности попросту нет. Таким образом, плата за поставку энергии через эти объекты незаконна. Только в Махачкале есть множество фактов, когда Дагестанская сетевая компания по договорам аренды взяла сети, право собственности на которые не было подтверждено.

Следует заметить, что Махачкала потребляет около 2 млрд. кВт.ч. И это все течет по сетям без документов, и все расходы по Махачкалинским горсетям служба по тарифам включает в тариф без документов, следовательно они не обоснованы и не законны.

— Скажите, насколько наши потребители сегодня образованы с точки зрения буквы закона?

— Правовое сознание граждан, конечно растет, но все же люди не умеют грамотно отстаивать свои права там, где это нужно.

Безусловно, простые граждане не смогут разобраться во всех документах и отчетах, о которых я говорил выше.

Им нужно лишь знать одно – тариф может расти только тогда, когда услуга оказывается качественно, а компании-поставщики работают честно, когда нет аварий и многочасовых отключений. Ведь за это, по закону и договору, также можно не платить.