Главная страница » Интервью » Назира Алиева: «История Шамиля и Шуайнат — это реальная история любви, самой настоящей»

Назира Алиева: «История Шамиля и Шуайнат — это реальная история любви, самой настоящей»

Автор alieva.amina

Имам Шамиль – одна из легендарных личностей в истории Дагестана. О его подвигах знают не только в республике, но и по всему миру.  Потомки до сих пор восхищаются храбростью и силой духа Шамиля, с гордостью вспоминая о его подвигах. Шуайнат – попавшая в плен красавица из Моздока, дочь армянского купца, которая должна была выйти замуж за русского генерала, но у судьбы были на нее свои планы. После пленения она, приняв чужую для нее веру и поменяв имя, стала женой Шамиля. История Шуайнат тронула немало сердец. Не осталась равнодушной и Назира Алиева, благодаря которой 29 июня, в зале одного из махачкалинских кинотеатров, состоялась премьера фильма «Царица сердца».

—  Назира, совсем недавно состоялась премьера вашего фильма «Царица сердца», не могли бы вы поделиться с нами, как вообще появилась идея создания фильма и почему была выбрана именно эта тема?

—  Вообще эту тему мне предложила моя руководительница Луиза Гаджиевна Алиханова. Она меня позвала к себе и сказала, что есть вот такая тема, спросила, что я думаю про Шуайнат. На тот момент я очень мало знала о ней, но, конечно благодаря интернету, благодаря тому, что рядом есть Национальная библиотека, я уже буквально через недельки две знала о ней очень многое. Меня ее история тронула, и мы приступили к созданию сценария, сначала литературный сценарий, потом режиссёрский сценарий, ну и дальше, как это бывает, подбор локации, актеров, реквизита.

— А что именно вам понравилось в истории Шуайнат? И как бы вы ее охарактеризовали? Может, есть в ней что-то что вам понравилось или наоборот?

Мне очень понравилось то, что это история любви и это реальная история. Когда у историков, которые не любят эмоции и доверяют только историческим фактам, я уточняла какие-то интересные факты про Шамиля и Шуайнат, на уровне слухов и разговоров, то они говорили, что не могут ответить однозначно, ведь не известно, что было за закрытыми дверьми, но говорят, что рядом с Шуайнат он становился ребенком, такой вот суровый Шамиль становился несерьезным, веселым. Конечно, об этом я не говорила в фильме, потому что меня заклевали бы. Я уточняла вот этот момент, было так или нет. Ну конечно, все что за закрытыми дверьми они знать не могут, но однозначно между этими людьми были чувства, была та самая любовь. Именно это меня тронуло — искренние чувства. Женщина отказалась от всего, она могла бы неплохо провести свою жизнь рядом со своими родными, она неплохо бы вышла замуж, все у нее было бы замечательно, это была бы светская жизнь, но она променяла все это на горские условия.

Более того, когда мы делали фильм, создавали декорации, я все-таки думала, что Шамиль жил в хороших условиях, а на самом деле, он был аскетом, у него всего было по минимуму, соответственно, и у жен было всего по минимуму. То есть, она так сильно его любила, что была готова отказаться от всего, у неё был шанс вернуться обратно, она была свободной женщиной, Шамиль ей дал возможность вернуться, но она отказалась, то есть, вот эта преданность чувствам, преданность своему супругу – это всё меня тронуло, ведь это реальная история любви и самой настоящей.

Вы сейчас упомянули о том, что обращались к историкам, и я вот не могу не задать следующий вопрос. Просматривая комментарии и отзывы в соц. сетях, я заметила, что чаще всего вам пишут замечания, касающиеся именно истории, исторических фактов. Вот если так, примерно, на сколько этот фильм состоит именно из исторических фактов?

— Что касается тех людей, которые пишут, я поняла, что эти люди не историки, видимо, потому что я имела возможность взять какие-то исторические легенды, связанные с Шамилем, то есть на уровне разговоров, которые были, но у меня не было никаких подтверждений, поэтому использовать их в фильме было очень рискованно и я этого не делала, то есть я взяла именно те факты из разных публикаций, которые совпадали и их и вносила в свой сценарий.

Я опиралась на труды Аполлона Руновского, который находился с имамом Шамилем, он его сопровождал в Калуге, также, на труды француженки Анны Дрансе, которая очень детально описывает Шамиля и Шуайнат, то есть это те люди, которые находились рядом с имамом. Еще есть историки, которые пользуются большим доверием, это Хаджи-Мурад  Доного,  Булач Гаджиев, я обращалась к их публикациям.

Во время съемок, например, с нами был историк Мурад Багилов, он очень многое знает про этот период, про Кавказскую войну. По сути люди просто придираются к каким-то вещам и меня это очень сильно удивляет. Придрались к фразе «Любить и драться нужно до последней капли», я никогда бы не придумала за имама Шамиля какие-то фразы, потому что я знаю, во что это выльется.  Я брала то, что находится в общем доступе, какие-то цитаты Шамиля и вокруг этих цитат создавала диалоги, то есть это были цитаты, которые передавались со временем и были записаны и сохранены, а люди не могут просто для собственного интереса хотя бы поинтересоваться, есть такая цитата или нет.

А вообще разное пишут, нужно быть готовыми к этому. Я люблю обоснованную критику, но убеждаюсь, что большинство мало что знает об имаме Шамиле. Конечно в фильме многое можно исправить, но когда я вижу именно то, к чему придираются, я прихожу к выводу, что это необъективно.

О «критиках». Вы сказали, что хорошо относитесь к конструктивной критике, а как вы реагируете на критику не конструктивную и реагируете ли вообще?

На самом деле, критика должна быть всегда и к ней нужно относиться нормально. Я довольно-таки уже долго работаю на телевидении, потому что пришла сюда, будучи еще подростком и периодически имела отношение к телекомпании, а с 18-ти лет уже начала делать свои передачи и более ответственно к этому подходила.

То, что касается критики, это нормально, когда постоянно люди высказывают свое мнение, когда им что-то не нравится. Но бывает такая критика, которая просто съедает тебя как бы изнутри и не несет никакой нагрузки смысловой, никакой пользы не несет, а бывает критика, когда люди буквально по полочкам всё раскладывают, объясняют, как нужно сделать. Очень часто я бываю не согласна, потому что то, что им не понравилось, это был мой ход, мне хотелось, чтобы было именно так. По большому счету даже если я внутри себя как-то оправдываюсь я потом все равно понимаю, что это оседает и дает какой-то положительный результат, потом я уже всегда учитываю эти моменты.

А так, знаешь, я всегда себя критикую, и то, как я говорю, и то, как я стою, жестикулирую, как выгляжу в кадре. Конечно, в моем фильме есть моменты, которые можно объективно покритиковать. Я попросила всех тех людей, которые собирались посмотреть фильм, быть импрессионистами, для импрессиониста главное передать ощущение, передать настроение, попросила их не вдаваться в детали, ведь импрессионисты они так размашисто пишут, необходимо поймать, то самое ощущение, отойти на пару шагов назад, попросила, чтобы они отошли на пару шагов назад и главное, поймали ту главную мысль, то главное ощущение, которое я хотела передать.

— А что было самым сложным в создании фильма?

— Сложнее всего было столкнуться с большим количеством характеров. Всё было сложно, не буду лукавить и говорить, что все было так легко, собрались, поехали на съемки и отсняли, нет. Было очень много моментов, можно сказать, на сопротивление, и, конечно, без каких-то трудностей не обошлось. Подбор реквизита, подбор одежды, платья, разные характеры, актеры… Для меня практически каждый этап был испытанием.

Проще всего было писать сценарий, проще всего было собирать информацию, проще всего было рисовать раскадровку, то есть то, что зависит только от тебя. А когда ты начинаешь уже зависеть от других людей, то тут появляются сложности. Очень много было организационных моментов. Борода имама Шамиля – это вообще отдельная история, как мы ее искали, пытались заказать, в итоге нарастили на настоящую бороду Арслана Мурзабекова. Скажу откровенно, всё было непросто: я поменяла очень много монтажеров, проблемы с подзвучкой.  И когда мы снимали фильм, я думала «поскорей бы уже конечный результат, побыстрей бы уже добить этот фильм», потому что ты уже все-таки устаешь постоянно сопротивляться и находиться в стрессе.

Сейчас у нас новый проект «Возвращение», теперь мне уже кажется, что все так просто, что с Шуайнат история такая простая, а вот реальные сложности ждут в проекте «Возвращение», ведь столько участников, такой уровень и жанр сложный, больше ответственности. На самом деле, всё относительно. Я знаю, что я, наверное, получаю удовольствие от этого, от этих каких-то проблемных моментов, когда ты сам их разрешаешь, переживаешь, а потом можешь с легкостью вздохнуть. Жизнь, вообще, состоит из таких ярких вспышек. Нужно жить интересно, ярко. Я не жалею о том, что сняла этот фильм. Это было сложно, но очень интересно.

— Кстати, о проекте «Возвращение», автором которого вы являетесь. Не могли бы вкратце рассказать для наших читателей, что из себя представляет этот проект и мне очень интересно, действительно ли участницы шоу «вернутся в прошлое» и будут проходить через те же испытания, через которые проходили наши прабабушки или все же их испытания будут более щадящими?

— Мы постараемся максимально приблизить все эти условия во времена жизни наших бабушек и прабабушек. Один в один конечно не получится, но мы будем стараться. И, конечно, девушек ждут интересные мастер-классы, ну это образно говоря, с ними будут работать и историки, и местные жительницы, и в итоге, каждая из них имеет возможность пройти испытание и в зависимости от того, насколько они справятся с этим испытание, будет определяться их дальнейшая судьба на проекте. Хотя дальнейшее нахождение на проекте будет выполняться очень интересным образом, помимо того, что участницы должны отлично проходить все эти испытания, они еще и должны будут найти общий язык с соперницами. Мы придумали очень интересную систему, совсем скоро, в сентябре этого года, вы все увидите.

— Уже с нетерпением жду премьеры. Это очень крутая идея и мне даже представить трудно, как это все будет реализовано, как участницы будут проходить через испытания, потому что сегодня для многих, одно из главных условий проекта «Возвращение» — отсутствие телефона и интернета — это уже тяжёлое испытание. А всё же, если найдётся та самая горянка, которая сумеет пройти этот путь, которая сумеет выполнить все задания, что её ждёт по окончанию проекта, какая награда?

100 000 рублей.

Внушительная сумма. После завершения проекта будет ли продолжение, будет ли новый сезон, например, с участием горцев?

— Да, следующий проект будет посвящен нашим горцам, потому что уже многие ребята возмущаются, из-за того, что мы начали именно с горянок, спрашивают, почему именно с горянок, почему не с горцев.  Эти рекомендации вдохновили нас на создание нового сезона.

— В завершении нашего интервью, хочу задать следующий вопрос. Вот если провести параллель между тем временем – эпохой Шамиля или временем наших прабабушек и нынешним, могли бы вы так, в двух словах, назвать плюсы и минусы того и сегодняшнего времени? Или может, что изменилось, а что осталось неизменным?

— Хороший вопрос. Мне нравится думать, что раньше мужчины были благородными и смелыми, верными слову и долгу. А женщины хрупкими снаружи, но сильными духом. Девочку подготавливали с раннего детства как хранительницу очага, а мальчика отважным воином, готовым сражаться и любить «до последней капли». Но меняются условия жизни, а люди остаются прежними. Среди них есть и герои, и трусы. Они были и будут.

Джамиля Фейтуллаева