Главная страница » Блоги » Все «за» и «против»: Экспертное мнение по поводу повышения пенсионного возраста

Все «за» и «против»: Экспертное мнение по поводу повышения пенсионного возраста

Автор alieva.amina

Кандидат экономических наук Сергей Белан рассказал, что реформа пенсионного обеспечения является неизбежной, поскольку пенсионная система стало препятствием для экономического развития страны.

Как рассказывает доцент кафедры «финансы и кредит» Дагестанского университета народного хозяйства, заведующий лабораторией экономических исследований Махачкалинского филиала ООО «Газпром проектирование» ПАО «Газпром» Сергей Белан, предложение правительства по повышению пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и для женщин до 63 лет позволит направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции.

Эксперт обуславливает необходимость повышения пенсионного возраста рядом факторов:

  1. Увеличением продолжительности жизни и изменением возраста трудоспособности населения. После официального установления действующего пенсионного возраста (60/55 лет) в СССР прошло уже более 60 лет. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 лет до 67,5), а для женщин на 5,4 года (с 72,26 до 77,64). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 лет), а для женщин 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года).
  2. Ухудшением демографической ситуации в стране, связанной с низкой рождаемостью в 90-е годы и, соответственно, увеличением количества пенсионеров по отношению к работающим. В 1970 году было 3,7 человек трудоспособного возраста на одного пенсионера, к 2019 году этот показатель составит примерно 2 человека. Нагрузка на работающих будет увеличиваться и дальше – количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн. человек, количество выходящих пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн. человек.
  3. Необходимостью повышения среднего размера пенсий. Правительство планирует ратифицировать Конвенцию «О минимальных нормах социального обеспечения» №102, по которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения не менее 40% от утраченного дохода. В настоящее время это соотношение составляет и в случае непринятия данного закона оно снизится к 2025 г. до 0,25-0,27%.

В ближайшие годы необходимо обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров, т.е. индексацию пенсий выше инфляции. Повышение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год. Средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2018 году составляет 14 414 рублей. При принятии предлагаемого закона средняя пенсия к 2024 г. по оценке министерства финансов составит 20 000 руб.

Важно понимать, что это возможно сделать, имея необходимые финансовые источники. Для пенсионной системы такими финансовыми источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда, финансовая поддержка из федерального бюджета.

В настоящее время данный законопроект направлен в Государственную думу и в регионы для обсуждения и разработки конкретных предложений по его совершенствованию. Необходимо осуществить объективный анализ проекта закона в регионах и принять конструктивные поправки в данный закон. В частности:

  1. Учесть предложения Федерации профсоюзов России о легализации серых схем начисления зарплаты, чтобы повысить отчисления в пенсионную систему и снизить нагрузку на официально работающих граждан. По данным ФНПР можно существенно – на 30-40% увеличить поступления пенсионных выплат от неофициально работающих граждан.
  2. Необходимо детально рассмотреть механизмы начисления льготных пенсий, чтобы недостающие отчисления в пенсионную систему не перекладывать на тех, кто платит по полной схеме, а возложить на работодателей и государство в зависимости от формы собственности предприятий.
  3. Разработать законодательные механизмы по страхованию работников предпенсионного возраста при досрочном увольнении и невозможностью трудоустройства в связи с реализацией данного закона на переходный период.
  4. Разработать пакет документов по реформированию всей пенсионной системы с учетом новых реальностей, в частности:

– уход от бальной системы начисления пенсий к более понятной и прозрачной системе;

– снятие ограничительных барьеров для работающих пенсионеров по начислению и учету страховых взносов при перерасчете пенсий (в настоящее время потолок перерасчета пенсий составляет 3 балла за год независимо от суммы страховых выплат;

– введение единых правил начисления страховых взносов для работающих граждан. В настоящее время после определенной суммы годового фонда зарплаты страховые выплаты снижаются с 22 до 10 %, что ограничивает поток поступления финансовых средств от работников с более высокой зарплатой;

– существующие льготы по выплатам страховых взносов некоторых отраслей экономики необходимо покрывать из федерального бюджета, а не перекладывать на тех, кто платит их полностью. Сейчас соцвзносы по пониженной ставке платят, например, организации из ИT-сектора и компании, занимающиеся туристической и технико-внедренческой деятельностью в рамках особых экономических зон. Для них размер соцвзносов составляет 14% от зарплаты сотрудника (8% — в ПФР, 2% — в ФСС и 4% — в ФОМС). Компании, не имеющие права на льготы, платят взносы в размере 30%: 22% — в ПФР, 2,9% — в ФСС и 5,1% — в ФОМС. Индивидуальные предприниматели, использующие налоговые спецрежимы, платят только 20% в Пенсионный фонд. Выпадающие доходы ПФР из-за льготных тарифов страховых взносов составляют по оценкам экспертов около 50 млрд. руб. ежегодно.

– необходимо поддержать предложения Российского союза промышленников и предпринимателей по созданию обособленных пенсионных систем для категорий граждан, профессий и отраслей, для которых сейчас действуют льготные пониженные ставки страховых взносов в Пенсионный фонд или существуют «профессиональные пенсии».

  1. Необходимо отменить взимание подоходного налога с граждан, имеющих дополнительные «отраслевые» пенсии за счет финансирования работодателей в негосударственные пенсионные фонды.
  2. С учетом необходимости разработки в первоочередном порядке всего пакета документов, связанных с реализацией данного закона, необходимо предусмотреть более плавный переходный период: шесть месяцев – первые три года, по году – в последующие годы.

О переоценке механизма льгот ранее говорила и вице-премьер Татьяна Голикова. «Я думаю, предстоит оценить эффективность и влияние на соответствующие отраслевые показатели этих пониженных тарифов и окончательно определиться по срокам действия этих тарифов», — подчеркивала она.

Активизировать реформу досрочных пенсий работодатели просили по итогам рассмотрения законопроекта о пенсионном возрасте на трехсторонней комиссии с участием Правительства, профсоюзов и предпринимателей. Этот вопрос поднимался и в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы», которую правительство утвердило в 2012 году. Действующая система для досрочников сформирована еще в СССР, а в современных условиях «социально несправедлива», говорилось в стратегии: финансирование досрочных пенсий осуществляется за счет общих доходов Пенсионного фонда, а не дополнительных взносов работодателей

«Реформа пенсионного обеспечения является неизбежной, так как сегодня пенсионная система «превратилась в одно из главных препятствий для экономического развития страны». Следует оперативно рассмотреть проект данного закона с привлечением широкого круга компетентных специалистов в данной сфере, провести парламентские слушания и принять данный закон с соответствующими поправками», – считает Сергей Белан.