Один из редких случаев на моей памяти, когда фильм непростительно недооценен на кинопоиск.ру. Никогда бы не подумала, что скажу подобное о российском фильме, но это правда. Возможно, по зрелищности и эпичности «Викинг» уступает созвучным картинам «Храброе сердце» и «Монгол», но по накалу страстей и воплощению духа истории — едва ли. Как складывалась российская государственность через вражду братьев-князей за великокняжеский Киевский престол, военную помощь пришлых варяг, продающих свои «услуги» в братоубийственных войнах, союзы с половцами и печенегами, духовное влияние Византии и последующее крещение Руси — все это, может, не всегда гладко, но все же вполне достойно и правдоподобно сошло со страниц учебников истории и воплотилось на экране в ленте Андрея Кравчука.
Выбор новой веры был сознательным геополитическим решением, который обеспечил России ту самую самобытность и место между Западом и Востоком, ведь они так и не сумели ее поглотить ни культурно, ни политически, ни идеологически. Недаром выдающийся британский историк Арнольд Тойнби писал, что Русь в своём развитии последовательно прошла через орбиты скандинавской и византийской цивилизаций, а затем уже сама стала фактически локальной цивилизацией.
Достаточно ли атмосферно и достоверно удалось показать тот важнейший цивилизационный выбор, который сделал князь Владимир и тем самым во многом определил путь российской истории? Атмосферно – да. Достоверно – едва ли: отнюдь не так безболезненно проходил процесс крещения Руси, как это было показано в финальных сценах фильма.
Роль Владимира (того самого – «Красное Солнышко») удивительно аутентично удалась Даниле Козловскому, доказавшему, что может играть не только стильных столичных дельцов (Духless), но и твердых правителей древней Руси. Характерно, что его герой проходит своеобразный путь «очищения» — от помеси/бастарда, расчетливого и ловкого варяга (слушающего советы своего воеводы Свенельда) до великого киевского князя, сделавшего первый шаг на пути объединения русичей под знаменем единой веры. И путь этот Владимир проходил совсем не просто – «по капле выдавливая из себя раба», но в итоге дошел до искомой цели.
Из второстепенных персонажей хотелось бы отметить Федора в исполнении Епифанцева — могучий воин, который произносит пронзительную фразу: «Я раб Божий, но больше ничей» и перед лицом смерти только у Господа просит спасения для сына; и харизматичного Варяжко (Петренко) — образец храбрости и преданности своему вождю, даже если тот уже погиб.
В целом, фильм можно и нужно смотреть, особенно если вы неровно дышете к истории или хотя бы не засыпали в школе на ее уроках. Да, фильм не идеален, в нем есть к чему придраться, но несмотря на все это он все-таки хорош, потому что показал тот сложный исторический период относительно внятно и адекватно — тому, что происходит на экране, веришь. Да, тут нет глубоких диалогов, в нем вообще минимум разговоров, но это тот самый случай, когда при некоторой недосказанности визуальное сопровождение дает самый что ни на есть необходимый эффект. Наконец, в фильме есть душа, свой уникальный мотив и посыл, он воспроизвел дух эпохи, а этого добиться очень и очень непросто.
Кстати, название фильма – «Викинг» – весьма спорно с учетом того, какая роль отведена в нем варягам – вооруженный класс, нанимаемый князьями для составления его дружины, и не более. А может, это издевка и своего рода «плевок» в сторону господствовавшей на протяжении нескольких столетий норманнской теории, согласно которой древние славяне целиком и полностью обязаны своей государственностью Рюрику и его «викингам», без которых они бы продолжали оставаться «дикими варварами» (историки Байер, Миллер, Шлетцер). В лучших традициях антинорманистов фильм показывает насколько незначительна в идеологическом и политическом смысле была роль варягов, но не умаляет при этом «силовую» ее составляющую. Недаром великий российский историк С.М. Соловьев писал: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами…».
P.S. Может, не совсем в тему, но было невозможно не провести параллель между викингами на экране и их современными потомками, которые летом покорили всю Европу — сборная Исландии по футболу.Очень уж похожи, как говорится, гены пальцем не раздавишь
Хабиза Халидова