Главная страница » Блоги » Экспертное мнение: чему научит борьба с экстремизмом в Дагестане Ближний Восток?

Экспертное мнение: чему научит борьба с экстремизмом в Дагестане Ближний Восток?

Автор alieva.amina

Материал общественного деятеля, журналиста Натальи Захаровой.

Сирийской армии, по сообщениям правительственных источников, удалось освободить город аль-Хирак в провинции Дераа от джихадистов из Хейат-Тахрир Аль-Шам. Кроме того, боевики оставили также базу 271-й бригады САА.

А в это время в Махачкале эксперты обсуждали перспективы использования дагестанского опыта по борьбе с экстремизмом для Ближнего Востока. Дискуссии велись горячие. Своим мнением с Mirmol.ru поделилась общественный деятель, журналист Наталья Захарова.

Рост напряжения, насилия, экстремизма в обществе тесно связан с крупными и резкими социальными переменами. Для России, её регионов это был распад СССР, но такими переменами может быть и модернизация страны, как в период правления Петра I, в период крещения Руси при Владимире. В любом случае, это нарушения традиционной организации общества, которые заставляют людей обратить внимание на свои индивидуальные потребности. Ощущение невозможности реализации своих потребностей в новых условиях рождает гнев, недовольство, агрессию, что может вылиться непосредственно в экстремизм. И даже чувства безысходности и состояния апатии могут стать выходом на компенсацию своих состояний насилием.

И в Дагестане, и в Сирии, на Ближнем Востоке, как отмечено было на конференции, экстремизм рождался в первую очередь в неблагоприятных социально-экономических условиях, приобретая в своем развитии идеологическую, религиозную окраску. В Сирии ИГИЛ (Террористическая организация, запрещенная в России) начал распространяться с беднейших регионов страны — с востока. Алмама Имад, представитель сирийской диаспоры в России на конференции отметил, что экстремистские группировки в Сирии — попытки некоторых государств проявить свое влияние в регионе через религиозный вопрос.

Традиционный образ экстремиста — это головорез, обвешанный оружием, расстреливающий мирных граждан. Но насилие широкого социального масштаба начинается не с убийств и телесных повреждений, а с десоциализации из собственной культуры и ресоциализации в другую культуру. Поэтому первой жертвой экстремизма в Дагестане стала в первую очередь традиционная культура. Отсюда и возможность экстремизма под религиозной, идеологической окраской, изменение оценки разрушительного поведения с несправедливой и недопустимой на справедливую и одобряемую.

Тезис о необходимости противодействия экстремизму в культуральном дискурсе прозвучал и у участника конференции Сергея Житенева, президента Международной Туристской Академии, культуролога, общественного деятеля. Озер Энгин, политолог, главный редактор сайта «Анкара-Москва», “Голос Африки” также характеризовал экстремизм как культурный радикализм.

Традиции Дагестана в советский период законсервированные, не развивающиеся с обществом, в современное время постепенно из регуляторов общественной деятельности становятся предметами исторического наследия. Они не выступают в прежней роли эффективной опоры для социума. Если мы говорим о единстве нашей страны, о единой общероссийской идентичности, то даже не религия и религиозные знания выступают решением, хотя являются важной частью нашей культуры, а патриотизм как отношение к своим согражданам, просвещение, образование и благополучные социально-экономические условия. Заявление Президента РФ Владимира Путина, прозвучавшее в его Послании Федеральному Собранию в марте этого года: “Что должно быть приоритетом для нас? Повторю: считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях”. Именно это даст возможность сохранить традиции как национальное богатство, сохранить единое культурное, политическое, гражданское пространство страны.

Патимат Омарова, декан ДГПУ на конференции привела в пример позитивный опыт Дагестана по формированию среды, исключающей тенденции экстремизма — Республиканский этнографический фестиваль, проведенный в ДГИ: “Когда дети всех регионов Дагестана и Северного Кавказа приехали, и вместе играли, занимались спортом, участвовали в тренингах по формированию общероссийской идентичности, это было самым лучшим мероприятием по профилактике экстремизма, нежели, если бы им стали просто рассказывать, какой экстремизм плохой, и какие мы все хорошие”.
Одна из особенностей религиозных проблем Дагестана — внутриконфессиональное несогласие мусульман. Эксперт отметила, что это нельзя замалчивать, об этом необходимо говорить. И это совершенно верно — если тема, проблема будут вытесняться их пространства публичного обсуждения, это будет фактором риска излияния внутриконфессионального напряжения в конфликт, и последствия могут быть трагичны. “Это отвратительно, когда люди, позиционирующие себя как мусульмане, не могут найти общий язык друг с другом. Мы должны над этим работать. Над этим работает и ДГИ, и муфтият Дагестана. Но нам бы хотелось, чтобы это понимание начало проникать во все слои нашего общества”, — Патимат Омарова выступила с призывом ко всем имамам говорить на проповедях во всех мечетях о внутриконфессиональном согласии, “чтобы наши мужчины это понимали, и это несли своим детям, своим женам”.

Евгений Бахревский, и.о. директора института наследия (Министерства культуры РФ), описывая деструктивность подхода религиозного экстремизма, отметил, что представители экстремистски настроенных религиозных групп стремятся погрузить весь мир в условия жизни арабов 7 века: “Северно-кавказские адаты не соответствуют в каких-то своих частях арабской этнографии, стало быть (по мнению религиозных экстремистов, — ред.), с этим надо бороться. И мы сталкиваемся уже с конкретными насильственными действиями”.
Евгений Владиславович поинтересовался судьбой дидойского карнавала: “Это известный праздник дидойцев с маскарадом, многократно описанный этнографами, об этом есть много материалов. Последние годы, я слышал, его прекратили практиковать, потому что опасаются реакции экстремистов, которые говорят, что это не мусульманские обычаи и с ними надо бороться. Действительно ли это так? Действительно ли мы потеряли уже это богатство культуры одного из дагестанских народов или все-таки это еще живая традиция?”
Но ответ и.о. директора института наследия так и не получил.

“Борьбу с проявлениями терроризма и экстремизма ведут правоохранительные и специальные структуры, но изжить эту проблему может только гражданское общество. Задача масштабная, сложность её заключается в том, что мы не знаем точного рецепта и точной методики решения этой проблемы, потому что она видоизменяется, трансформируется, это настоящее социально-экономическое явление. Каждый гражданин, каждый член нашего общества, каждый институт вносит свой вклад в то, чтобы мы выбирали правильную дорогу, чтобы общество развивалось”, — отметил в своем выступлении Снегирев Сергей, и.о. заместителя руководителя Мининформа РД.

Круглый стол на тему «Перспективы сохранения национальной и религиозной традиции в условиях экстремизма» прошел в рамках проекта «Ближний Восток — Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия», который проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Руководитель проекта — Михаил Чернов.

 

Фото:mirfactov.com