Главная страница » Блоги » Научная психология пришла в ислам

Научная психология пришла в ислам

Автор alieva.amina

Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Ислам: психологическая устойчивость — основа личного и общественного благополучия» подняла актуальнейшие вопросы современности, с которыми соприкасается каждый: психологическая устойчивость, безопасность, здоровье.

Председатель Оргкомитета Первой Всероссийской научно-практической конференции Ольга Павлова. Фото: Ольга Павлова

Организатор и председатель мероприятия, член Русского религиоведческого общества, Павлова Алия Ольга Сергеевна отметила, что сегодня на повестке дня множество вопросов, имеющих прямое отношение к психологическому здоровью личности мусульманина и психологической безопасности общества в целом, и запрос на разработку психологической проблематики в рамках ислама крайне велик и значительно превышает предложения.

К участию в конференции были привлечены специалисты, эксперты из двадцати регионов РФ, в том числе  — психологи, педагоги, имамы, богословы, философы, исламоведы, врачи, журналисты, этнографы, общественные деятели. В мероприятии принимала участие также эксперт Центра Гендерной Политики Наталья Захарова. Своё выступление она посвятила «Психологическим аспектам становления исламской идентичности в Дагестане», раскрыв тему развития ислама на территории Дагестана с самого раннего периода прихода арабов на Северный Кавказ, появления в восьмом веке соборной мечети в Дербенте, активного поглощения исламских знаний местным населением и роста в этом. По словам эксперта, устойчивое развитие и сохранение традиций ислама в период досоветский, бережное сохранение тех немногих, не высланных из Дагестана алимов в советский период, привело к формированию у дагестанцев сложившегося образа алима, что с позиций психологии — родительская, отцовская фигура, и у общества есть запрос на соответствие представителей духовенства этому образу.

Эксперт Центра Гендерной Политики Наталья Захарова.

Фото: Асия Клюшникова

 

Тема мира и безопасности удостоилась отдельной дискуссионной площадки «Профилактика экстремизма: теоретические подходы и практическая реализация» под руководством Председателя Централизованной религиозной организации «Международная Исламская Миссия» Пшихачева Шафига Ауесовича. И это было не только демонстрация заранее подготовленных докладов, но и живое обсуждение и дискуссия вокруг наиболее горячих тем, среди которых была и информационная безопасность, и поведенческие вопросы представителей Кавказа за рубежами своих республик. Прогнозы экспертов не были слишком оптимистичны, но присутствующим специалистам удалось предложить и интересные ракурсы, и подходы в решении тех или иных озвученных вопросов., главной задачей конференции было максимальное приближение к пониманию реальной картины запросов уммы России в тех инструментах решения личностных, межличностных, общественных вопросов, которые может предложить научная психология.

Дискуссионная площадка «Профилактика экстремизма», модератор: Шафиг Пшихачев, Председатель Централизованной религиозной организации «Международная исламская Миссия».

Фото: Ассоциация исламских психологов.

 

Дагестан был представлен и психологами и педагогами ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования», Дамадаевой Анжелой и Идрисовой Залихой, отметивших в своем выступлении важную роль в формировании экстремистских проявлений политико-психологического компонента, «черно-белого», бинарного мировосприятия. Конференция выразила надежду на реализацию разработки представленными специалистами обозначенной ими во время выступления темы гендерного фактора в экстремизме, темы актуальной и глубокой.

Анжела Дамадаева, Залиха Идрисова, ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования».
Фото: Асия Клюшникова

 

Интерес экспертов привлек также доклад Мурада Ибрагимова, советника Муфтия Ставропольского края по молодежной политике: «Псхиолингвистические аспекты коммуникации религиозного радикализма». В своем сообщении эксперт раскрыл противоречивость ситуации современного концептуального состояния ислама и исламской культуры в языковой картине мира любого народа с точки зрения психолингвистике, что приводит порой адептов ислама к когнитивной «ловушке». Вариантом решения этой проблемы представитель Ставрополья, в опоре на последние разработки в психолингвистике, предложил идею мониторинга по лексико-семантическим концептам.

Чеченская Республика, была представлена, в том числе,  директором общественного культурно-просветительского центра «Тавасуль» Казбеком Исмаиловым. Эксперт рассказал о том, внимательном отношении к формированию межконфессиональной толерантности и уважения в чеченских семьях. Со стороны чеченцев прозвучал запрос на взаимное принятие.

В мероприятии было еще множество специалистов и интереснейших тем, одна из них — мусульмане в местах заключения, модератором которой был Шафиев Фагим-хазрат, муфтий Мордовии, руководитель Союза мусульманской молодежи России, «Неофиты в исламе» Галины Бабич, московской журналистки и корреспондента целого ряда изданий.
Начало положено, можно ожидать, что научная психология достойно обогатит ислам, его приверженцев, а Ассоциация исламских психологов проведет еще не одну конференцию с приглашением самых разных специалистов, работающих с людьми.

 

Захар Тодоров